Давайте поговорим о космических фотографиях. Не о тех современных ярких и красивых фотографиях, а о тех, которые были вначале.

Постепенное изучение ближнего и дальнего космоса сопровождалось фотоматериалами, и, как и любое начинание, имело свои самые первые фотографии.
Представьте, какое чувство испытывал человек, когда он проявлял первую фотографию Земли из космоса, или когда он построчно получал полоски, которые в итоге собирались в первую фотографию Нептуна.

Наверное, его  переполняло чувство, которое испытывает первооткрыватель, наконец увидев вдали землю, которой еще нет на карте.

Во времена зарождения воздухоплавания, люди иногда брали с собой фотоаппараты (впрочем, эта эра зарождалась примерно в одно и тоже время) и снимали фотографии Земли с высоты, тогда еще, птичьего полета.

Это не всегда происходило удачно и не имеет отношения к собственно космосу.

По моему мнению, самое первое событие, которое можно хоть как–то отнести к космосу и Земле, произошло 11 ноября 1935 года.
Исследовательский высотный аэростат Explorer II, под управлением капитана Альберта Стивенса, поднялся на рекордную, на то время, высоту — 22 км, и второй член экипажа Орвил Андерсон сделал снимок горизонта Земли, тем самым запечатлев первую фотографию, на которой впервые своими глазами можно было наблюдать кривизну Земли.

Орвил Андерсон. Снимок горизонта Земли

В тоже самое время, в разных уголках планеты, ученые проводили эксперименты в ракетостроении, и уже во времена Второй Мировой Войны оно раскрыло свой первый потенциал, увековечив в истории ракеты такие как Фау–1 и 2 или те же РС–132.
Уже после войны, благодаря ракетам Фау, человечество смогло запустить в ближний космос фотоаппарат. Это стало возможно с помощью ракеты V–2#13

Это те самые знаменитые Фау–2, что падали на Лондон, и доставшиеся американцам в качестве трофея.  Советскому Союзу они тоже достались, и через некоторое время в СССР уже сделали свой аналог–копию под индексом Р–1.

24 октября 1946 года с полигона White Sands они запустили, можно сказать, «снаряд» на высоту в 105 км, откуда было произведено несколько снимков Земли

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Фред Ралли был 19–летним военнослужащим в команде исследователей, которые ехали в пустыню, чтобы получить пленку с того запуска. Когда ученые обнаружили кассету с пленкой неповрежденной, он вспоминает:

«Они были в восторге, они прыгали вверх и вниз, как дети. Позже, уже на космодроме, когда они впервые отобразили фотографии на экран, ученые просто сходили с ума.»

Позже на ракеты ставили по две камеры и фотографии становились подробнее и разнообразнее.

Разработчик фотокамеры Клайд Холлидей по кадрам собрал панораму Земли с той высоты и в 1950м опубликовал их в журнале National Geographic с подписью «Вот так увидят нашу Землю инопланетяне, когда они прилетят к нам на космическом корабле»

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Первое телевизионное изображение Земли было получено с американского погодного спутника TIROS–1 в апреле 60–го года.

телевизионное изображение Земли с  погодного спутника TIROS–1

Аппарат стал первым метеорологическим спутником в истории успешно проработал 2.5 месяца, пока не отключилось электроснабжение. Он, кстати, досих пор находится на орбите.

А это первая цветная фотография диска Земли в «полный рост», знаменитая The Blue Marble, а так же первая фотография Антарктиды, была снята 7 декабря 1972 с борта Аполлона–17, последней пилотируемой миссии к Луне на сегодняшний день.

The Blue Marble

В отличии от прошлых полетов Аполлонов, запуск корабля был назначен на 5 утра, благодаря чему, во время полета к Луне, астронавтам предстала освещенная сторона Земли.
Эта фотография является самой часто используемой фотографией Земли в каких бы то ни было фото–видео материалах.

Но давайте отмотаем немного назад.

Считается, что самая первая астрофотография была фотография Луны, снятая в 1839 году американским профессором химии Нью–Йорксокго Университета Джонном Уилльямом, который использовал новенькую, на тот момент, технологию дагеротипию, и запечатлив на металлическую пластинку диск Луны.

Фотография Луны. Джонн Уилльям 1839 год

Не думаю, что эта фотография произвела фурор в качестве астрофотографии, разве что как фотографии в целом. На дворе была середина 19–го века как ни как.

Позже, 2 апреля 1845 года, французы Леон Фуко и Ипполит Физо, использовав ту же технологию дагеротипии, смогли запечатлить диск Солнца, чего никому до этого не удавалось (впрочем, может никто и не пытался).

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Спустя век, фотографирование солнца стала отдельной ветвью в изучении нашей звезды, и уже в 2007 году с помощью спутников STEREO мы смогли сфотографировать Солнце с обеих сторон одновременно, получив объемное изображение поверхности звезды в реальном времени.

С тех времен люди, конечно, снимали Луну с Земли, но точно можно сказать, какая фотография Луны впервые была снята из космоса. Причем не просто фотография Луны из космоса, а обратная ее сторона. Та самая сторона, которую не видело ни одно живое существо обитавшее на Земле.

Сделать фото  удалось с помощью советского спутника Луна–3, в очередной раз доказав превосходство отечественной космонавтики над жалкими потугами капиталистических стран того времени.

Этот аппарат оказался третьим аппаратом, из успешно запущенных к Луне.

Ну, как третьим? Первый аппарат должен был попасть в Луну и доставить вымпелы с гербом СССР на поверхность спутника, показав капиталистическим империалистам, что советские ракеты способны стрелять не только в любую точку мира, но и в любую точку Солнечной системы. Однако из-за ошибки аппарат промахнулся, достигнул второй космической и вышел на орбиту вокруг Солнца. Чтобы скрыть конфуз, правительство Советского Союза заявило об успешном выведении аппарата на орбиту вокруг Солнца, став ПЕРВОЙ искусственной планетой Солнечной системы, назвав ее почему–то «Мечта».

Второй аппарат выполнял ту же миссию, и успешно шлепнулся об поверхность Луны разбросав вокруг целую кучу вымпелов. Позже, Хрущев лично подарил Эйзенхауеру один такой вымпел, во время визита в США.

Но вернемся к Луне–3. По иронии судьбы, Советский Союз не мог произвести фотопленку достаточного качества для такой сложной операции проявки космосе и передачи этого изображения, и разработчики пошли на хитрость: они использовали американскую фотопленку, чье качество значительно выше советской.

Впрочем вот она, фотография.
На дворе был 7 октября 1959.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Представляю какой был фурор в прессе…

На Землю удалось передать 17 отсканированных снимков, до того как связь с аппаратом прервалась. Где то через пол года, аппарат на второй космической скорости ворвался в атмосферу, сгорев вместе со всеми проявленными снимками.

Каким-то образом, с такой чудовищной детализацией снимков, учёные смогли сварганить карту обратной стороны,

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

благодаря чему СССР успел застолбить кратеры, моря и долины русскими названиями.

Самое первое изображение Земли с орбиты Луны было снято аппаратом Lunar Orbiter–1 23 августа 1966. Сама программа была разработана для поиска подходящего места посадки будущих Аполлонов. На аппарате стояло 2 камеры: одна снимала поверхность, а другая была повернута в сторону горизонта и в один прекрасный момент камера смогла поймать в кадр диск Земли. Это была первая фотография нашей с вами планеты с орбиты другого космического объекта.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Кстати, т.к. качество космической связи и передачи информации на таких расстояниях в то время было далеко от идеала, фотографии страдали от обилия шумов. Но к счастью вся информация и катушки с данными приемных станций той программы не была утилизирована, а просто забыта на складах НАСА, и дожила до сегодняшних дней. Энтузиасты сделали проект McMoon по восстановлению качества снимков исходя из сохранившихся данных путем обработки современных цифровых технологий. Так что, я желаю им огромных успехов!

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

началом космической эры человечество не стояло на месте и продолжало изучать окружающее ее космическое пространство, но давайте пойдем дальше, если хоть не по хронологии, то хотя бы по порядку.
Первая космическая фотография Меркурия, самой билзкой к Солнцу планете, снятая с борта Маринер–10, первого аппарата, достигнувшего этой планеты 29 марта 1974 года.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Хоть до этого момента Меркурий был самым малоизученным объектом земной группы, но мы уже знали, что он довольно скучный. Конечно, смотря что называть «скучным», до того момента мы монго о нем не знали о его строении, но используя технологию наблюдения за космическими обектами через транзит по диску Солнца можно было убедится в отсутствии атмосферы (позже, приборы Маринера–10 обнаружили тонкую атмосферу, состоящую в основном из гелия) и каменистой природе, а такая близость к Солнцу не давала надежд на встречу о роскошной фауной на поверхности.
Но у геологов был дичайший интерес в данных, передаваемых с аппарата, а особенно фото–матералы. Маринер–10 был оснащен двумя чернобелыми видео камерами, способными воспринимать свет в 256–ти градациях серого и оцифровывать его. Так же камеры имели 8 светофильтров, благодаря чему и аппарат умел фотографировать в искуственных цветах, передавая информацию о геологической структуре поверхности планеты

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
синие области говорят о наличии титана а оранджевые области интерпритируются как результаты лавовых потоков.

Этот же аппарат, позже, еще раз встретился с Меркурием 20 — 23 сентября 1973 года, сфотографировав солнечную сторону планеты и район южного полюса.

В данный момент вокруг этой планеты крутится аппарат Мессенджер который вышел на орбиту вокруг Меркурия и досих пор работает там передавая все новые данные. Так же в 2008 году он сфотографировал другую часть планеты, которую впредь еще никто не видел.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Еще до космической эры мы знали о наличии облачного покрова на Венере. Во время транзита по диску Солнца 6 июня 1761 года Ломоносов совершил открытие о наличии атмосферы у Венеры. Такой транзит является одинм из самых редких предсказуемых астрономических явлений и повторяется 4 раза по–парно каждые 243 года. Т.е. один раз в декабре, потом еще через 8 лет, а следующий раз через 121,5 лет в июне, и так же еще раз через 8 лет. На наш век нам выдался транзит в июне 2004 и в июне 2012, следующее такое событие повторится в декабре 2117 и 2125 годах. Врятли мы с вами доживем до этого.
В любом случае, уверен, что со времен Ломоносова мы еще долго наблюдали за этой планетой во всевозможные телескопы с Земли, и в фантазиях представляли себе о фантастических садах и лесах раскинутых по поверхности планеты… пока в ее сторону не полетели автоматические аппараты.

Больше всего меня поразила история первого спуска КА в атмосферу Венеры 1 марта 1966 года, впрочем это событие было первое в истории, когда космический аппарат достиг поверхности другой планеты. Вот отрывок того знаменательного события из воспоминаний Б.Е. Чертока в серии книг «Ракеты и люди»:

Близкая и загадочная планета, казалось, прибегает к уловкам, чтобы скрыть от наших любопытных взоров тайны, хранящиеся под ее облачным покровом. Поле тяготения Венеры по мере приближения станции увеличивало ее скорость. Эффект Доплера изменял длину волны сигналов, принимаемых на Земле. От радистов требовалась особая бдительность, чтобы информация, посылаемая от станции, устойчиво попадала в узкое «горло» наземных приемников.
— Венера — планета не только стыдливая, но еще и коварная, — жаловался Богуславский.
После завтрака, в 5.30, мы уже были в главном зале. Припланетный сеанс связи через бортовую всенаправленную антенну начали в 5.36. Были выданы команды построения ориентации бортовой параболической антенны на Землю. Богуславский сиял:
— Отношение сигнал–шум 1000! До Венеры 40 тысяч километров!
Скорость по мере приближения к планете увеличивалась, это мы воспринимали на слух — по учащающимся щелчкам в динамике, к которому подвели звуковой сигнал от космического «спидометра».
Для торжественности наладили и четкий речевой репортаж.
— 7 часов 50 минут Москвы, до Венеры 20 тысяч километров! Прием устойчивый, соотношение 1400. Напряжение на борту 14,5 вольт.
Было оглашено расчетное время разделения орбитального и спускаемого аппаратов — 7 часов 38 минут. По разделению сигнал
461
должен пропасть — параболическая антенна отвернется от Земли. Богуславский, сверявший прогноз баллистиков с изменением частоты Доплера, объявил:
— Опоздание прибытия на Венеру относительно прогноза баллистиков составляет 10 минут. Мы внесли поправку.
— 10 минут за 128 суток можно и простить, — говорит Афанасьев.
В 7 часов 38 минут доклад:
— Команда на разделение!
— Сигнал пропал!
— Есть разделение!
Теперь орбитальный отсек будет разрушаться и сгорит в атмосфере Венеры, а мы с нарастающим волнением ждем появления слабого сигнала от маленького шарика СА, покрытого слоем надежной теплозащиты. Со скоростью свыше 11 километров в секунду он войдет в облачный покров Венеры. По расчетам, СА затормозится до скорости 300 метров в секунду. Если шарик сохранится, то решающим будет отстрел люка, который потянет за собой парашют. Если парашют хоть немного выдержит и не сгорит в этой адской атмосфере, мы получим бесценную информацию.
Бабакин призывает к тишине и терпению. Он предупреждает, что температура, давление и высота будут докладываться практически в реальном времени хорошо натренированной группой телеметристов.
В 7 часов 44 минуты раздаются восторженные вопли:
— Есть сигнал!
— Есть прием СА!
— Есть телеметрия!
Один за другим следуют доклады:
— 7 часов 46 минут, по высотомеру 28 километров, давление 960 миллиметров, температура 78 градусов. Давление быстро растет!
— 8 часов, давление 1400 миллиметров, температура 114 градусов.
— 8 часов 12 минут, давление 4,7 атмосферы, температура 146 градусов.
— Температура внутри СА — 14 градусов.
— Радиовысотомер перестал давать метки.
Кто–то по громкой связи подает реплику:
— Высотомеру сейчас верить трудно. Он сбивается.
— Тихо! Потом разберемся!
Громкий репортаж, интерпретирующий в реальном времени информацию, посылаемую из атмосферы Венеры, вызывал у всех, кто его слышал, здесь, в рабочих помещениях НИП–16, редкое чувство причастности к великому открытию.
462
Про себя я мысленно поблагодарил Мишина за то, что он меня сюда отправил. Завтра, нет, даже сегодня весь мир узнает об открытии тайны! Но мы, мы, сделавшие это открытие, для мира останемся засекреченной государственной тайной!
— 8 часов 18 минут, температура 167 градусов, давление 5,6 атмосферы!
–8 часов 32 минуты, давление 8 атмосфер, температура 201 градус. Температура в СА быстро возрастает, уже более 20 градусов.
— 8 часов 53 минуты, один датчик давления зашкалил на показаниях 9,3 атмосферы, температура 250 градусов.
Келдыш удивленно сказал:
–А наши планетологи вовсе не ожидали, что давление может быть таким высоким. Теперь мы не узнаем истинной величины у поверхности. Надо было бы иметь и другой датчик на больший диапазон.
«И зачем Келдыш ворчит?» — подумалось мне.
Я чувствовал, что не только меня, но и всех нас охватывает непередаваемое восхищение открытием как таковым!
Еще бы! Каждый из нас наслаждается свежим морским воздухом, ничто никому не грозит, в то время как спускаемый аппарат погружается в поистине кипящее адское месиво и вот–вот погибнет.
— 9 часов 14 минут 09 секунд — сигнал пропал! На это время температура свыше 280 градусов!
В напряженной тишине ожидания Бабакин все же не вытерпел и, нарушая установившийся порядок, торжественно заявил:
— Теперь ясно, не зря летели! Экспедиции планировать на Венеру никто не станет!
В 9 часов 30 минут снова крик:
— Есть сигнал! Чистый, без телеметрии, без шумов!.. Пропал сигнал!
На этом первая в истории передача с Венеры прекратилась. Каково истинное значение атмосферного давления у поверхности, мы тогда так и не узнали. СА, по расчетам, должен был быть раздавлен внешним давлением, тем, значение которого он успел сообщить. Кто–то из ученых прибежал от телеметристов и, задыхаясь от восторга, сообщил:
— Основной компонент атмосферы СO2! Кислорода — один процент. Следов воды нет! Азота нет!
Напряжение перешло в восторженное оживление. Начались объятия, взаимные поздравления, команды о точной обработке телеметрии, подготовке хорошего обеда, сообщениях в Москву.

Я так и не смог найти первое фото Венеры, потому как мне доподлинно неизвестно кто первый сумел получить фотографию ее диска, но вы можете пока полюбоваться ее фотографией, снятой 5 февраля 1974 года с того же аппарата Маринер–10, когда он выполнял гравитационный маневр на пути к Меркурию, став вторым аппаратом (после Луны–3) совершившим такой космический маневр.http://www.naukablog.com/ - космические фотографии. Но первую панораму ее поверхности мы смогли получить 22 октября 1975 года, с борта аппарата Венера–9.

А через 3 дня и с борта Венера–10

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Камера — телефотометр, аналогичный камерам Луны–9. Разрешение панорам существенно меньшее, чем в последнем случае, из–за необходимости уложиться в небольшой интервал времени (расчетная продолжительность жизни аппарата на поверхности 30 мин.) и меньшей скорости передачи. Каждый из аппаратов передал одну полную панораму и второй фрагмент (около половины) в режиме обратного хода камеры. Передача телеметрии от остальных приборов шла по тому же каналу, что и передача изображения, так что вертикальные полосы на снимке и есть телеметрия с датчиков на аппарате. Часть врезок устранялась наложением панорам. Современные методы обработки позволяют несколько увеличить разрешение съемки в перекрывающихся частях панорам, так что итоговые изображения выглядят более целостно.
В местах посадки спускаемых аппаратов температура и давление у поверхности составили 460°С и 90 атмосфер. В таких чудовищных условиях, жизнь аппаратов составила примерно 65 мин. Причем передача прекратилась из–за выхода ретранслятора из зоны приема, а не отказа оборудования, так что реальное время работы могло быть несколько больше.

А потом были Венера–11, и 13, и 15, и 16
С Венеры–13 мы смогли получить первый цветной снимок поверхности, благодаря тому что на камере было установлено 3 фильтра(красный, зеленый и синий) которые при совмещении давали цветное изоображение.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

В наше время стало известно, что на спускаемых аппаратах «Венер» были установлены два телефотометра, обеспечивающие круговой обзор. Этот факт не отмечался в оригинальных публикациях. Утверждается, что в обоих случаях со второго телефотометра на сошла защитная крышка. Давление под крышкой уравнивалось с наружным недостаточно быстро, из–за чего мощности вышибного пиропатрона не хватало для ее вскрытия. Так что уже в эпоху цифровых технологий мы смогли получить из полученных данных фотографию на уровне горизонта, постаравшись хоть как то представить себе картину панорамы с тех камер.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Мы давно мечтали взглянуть на Марс как можно ближе, рассмотреть детали его поверхности. Сам по себе Марс почти в двое меньше чем наша планета, и он находится гораздо дальше чем Венера и Меркурий, так что наблюдение за поверхностью Марса с Земли было довольно затруднительно. Уже в конце 19 века мы начали зарисовывать карты марсианской поверхности, замечая на ней какие то загадочные каналыhttp://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
карта Марса Скипарелли 1888http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
марсианские каналы Лоуелла 1898

«Марсианская лихорадка» породила огромное количество домыслов и слухов. В 1899 году, во время изучения атмосферных помех в радиосигнале, используя приёмники в Колорадской обсерватории, изобретатель Никола Тесла наблюдал повторяющийся сигнал. Затем он высказал догадку, что это может быть радиосигнал с других планет, например, Марса. В интервью 1901 года Тесла сказал, что ему пришла в голову мысль о том, что помехи могут быть вызваны искусственно. Хотя он не смог расшифровать их значение, для него было невозможным то, что они возникли совершенно случайно. По его мнению, это было приветствие одной планеты другой

Как бы то нибыло, мы терпеливо ждали момента, когда мы сможем приблизиться к этой задаочной планете и рассмотреть в деталях ее поверхность. И нам это удалось 14 июля 1965. Самое первое фото Марса было получено с аппарата Маринер–4, став первым пролетевшим мимо Марса.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
тут можно посмотреть все фотографии с того пролета

За свой полет он успел нащелкать массу свежего, на тот момент, фотоматериала.
На полученных фотографиях Марс предстал безжизненной планетой с поверхностью, усеянной кратерами (фотографии покрыли небольшой участок поверхности размером 300?300 км). Выяснилось, что тёмные области не являются впадинами, покрытыми, согласно одной из гипотез, растительностью. Тут уже начало появляться глубокое разочарование.

А вот первую цветную фотографию Марса мы получили в том же году с советского аппарата Марс–3 (того самого марса, чей спускаемый аппарат мы не так давно нашли на снимках HiRise,).

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Кстати этот аппарат 2 декабря 1971 года совершил первую мягкую посадку на Марс и пока единственную в советско–российской космонавтике.
Аппарат начал передавать фотоизображение поверхности через 1.5 минуты после посадки, но к сожалению связь с аппаратом прервалась через 14,5 секунд, и это все что он успел передать.
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Всего лишь 79 строк фототелевизионного сигнала. Полученное изображение представляло собой серый фон без единой детали. То же самое повторилось со вторым телефотометром — однострочным оптико–механическим сканером. Впоследствии были выдвинуты несколько гипотез о том, что стало причиной внезапного прекращения сигнала с поверхности: предполагали коронный разряд в антеннах передатчика, повреждение аккумуляторной батареи и др.

Спустя ровно 11 лет после первого визита к Марсу, мы смогли получить первые фото с его поверхности.
Самое первое такое изображение мы получили 20 июля 1976, снятое аппаратом Викинг–1.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Передача изображения поверхности началась уже через 25 секунд после посадки и заняла 4 минуты (вот так спешка).
В следующие 7 минут была произведена съёмка 300° панорамы поверхности.

Тогда мы точно убедились в том, что Марс — это не богатые сады, плодородные поля и рощи из невероятных деревьев.
Как же мы ошибались… а сколько фантазий было о жизни на соседних планетах!
Вообще, познание ближнего космоса (впрочем и дальнего тоже) с каждым разом делало нас все более одинокими в этой вселенной, и фраза «преумножая знание мы преумножаем скорбь» звучала в головах все более зловеще.

Пришла очередь газовым гигантам. Каждого из них мы посещали хотя бы однажды.Про Юпитер мы знаем довольно давно, впрочем… Жил да был Галилео Галилей, что в начале 17 века смастерил телескоп, взглянул через него на Юпитер и заметил, помимо него, 4 знаменитых его спутника. Спустя пол века, используя телескоп получше, Джованни Кассини в 1665 году открыл Большое Красное Пятно, ну и заодно полосы с другими пятнами. Даже возникло предположение, что Большое красное Пятно имеет твердую природу. И вот, пока мы не отправили в эти регионы свои аппараты, сделанные по последнему слову техники, для нас Юпитер был далеким и довольно причудливым миром.Первым, кто смог взглянуть на Юпитер с высоты «космического» полета был Пионер–10

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
тут можно посмотреть список фотографий сделанные этим аппаратом, и первое фото было А104, но я нашел только А58

Так же, во время этого пролета он смог запечатлить знаменитые спутники Юпитера

и, чуть позже, мимо брат его близнец Пионер–11
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

который получил более детальную фотографию Большого красного пятна

от теории твердой природы Большого Красного Пятна не осталось и следа

Помимо Пионеров, около Юпитера пролетело (а неокторые задержались) еще масса аппаратов, такие как Вояджер–1 и 2Галилео (в итоге погрузился в атмосферу Юпитера), КассиниНовые Горизонты, ну а в данный момент к Юпитеру летит Juno.

Вот одно из первых детализированных анимаций красного пятна, слепленных из секвенции кадров, снятых Вояджером–1 в феврале 1979

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

А вот уже 1 марта Вояджер–1 открыл кольца у Юпитера (шок сенсация!)

в июле того же года, уже Вояджером–2 сняли более подходящую фотографию

А уж спутники какие оказались красавчиками!
Вот вам и вулканы с гейзерами, и океаны льда, и многокольцевые структуры

Так же летом 1994–го на Юпитер упала комета Шумейкеров–Леви–9, и мы впервые смогли увидеть столкновение небесных тел в космосе.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
на Ганимеде, кстати, можно обнаружить кратеры расположенные цепью, это говорит о том, что любой, относительно серьезный объект, приближающийся к Юпитеру, сначала подвергнется гиганским приливным силам, которые способны разрывать кометы на части. И вот такой цепочкой они шлепаются об поверхность.

Сатурн. В 1609–1610 годах нами уже известный Галилео Галилей заявил, что Сатурн выглядит в телескоп как 3 тела, почти касающихся друг другу, и предположил, что у Сатурна есть 2 компаньона по бокам, но не тут то было. Через 2 года он снова взглянул на Сатурн, но не обнаружил компаньонов!
Сравнивая изображения современных телескопов и телескопа Галилея, не трудно догадаться как ошибался Галилео.http://www.naukablog.com/ - космические фотографии. Но целых 49 лет эта история была покрыта тайной, пока в 1659 году за Сатурном не начал наблюдать Гюйгенс. Он то и заметил, что на самом деле Сатурн окружен вытянутым и довольно тонким кольцом, а спустя еще 15 лет Кассини заметил в этом кольце щель, разделяющую кольцо на двое. В общем она так и называется: «щель Кассини».
Дальше была череда открытий все новых и новых спутников (их ксатит на сегодня насчитывается 62 (!)).
И вот. Пока Пионер–10 улетал в сторону межзвездного пространства, его брат Пионер–11 продолжил свое путешествие, и после Юпитера помчался на фотосессию в сторону Сатурна, назначенную на август–сентябрь 1979.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
Нашел пока такую секвенцию подлета к нашему окольцованному красавчику

Из–за слабой освещенности Сатурна изображения получились тусклыми (это еще учитывая, что фотографии были с довольно низким разрешением).
В общем, и так неплохо. Открыл новое кольцо F, замерил температуру Титана, заметил, что большинство светлых участков, видимых с Земли, оказались темными.
И вот, спустя год, к Сатурну подлетели другие два товарища: Вояджер–1 и Вояджер–2. Тут–то все и завертелось.

ураганы в атмосфере. бам!
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

атмосфера на Титане. Бам!

двуликость Япета. бам–бам!
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

кольцо F enhanced edition.
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

образ Звезды смерти у Мимаса. WOW!
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
справедливости ради, Звезда смерти была придумана за 2 года до того как мы впервые увидели Мимас

и еще много много другого.

Наверное, в то время дикое чувство вызывало такие фото далекой планетарной системы. Нынче, вокруг нее летает Кассини, недавно отметивший 10–ти летний юбилей своей карьеры личного и семейного фотографа Сатурна. Тут можете посмотреть самые свежие и красивые фотографии этой миссии.
А вот мой любимый ролик с Кассини.

Следом шел Уран. Ему невезло с самого начала. С 1690 по 1781 года его наблюдали и документировали его присутствие аж 21(!) раз. И все считали его звездой.
И вот, 13 апреля 1781 года Уильям Гершель впервые увидел эту планету из сада своего дома и тогда записал в своем журнале наблюдений

В квартиле рядом с ? Тельца… Или туманная звезда, или, возможно, комета.

и целых 2 года огромная куча астрономов мурыжили эту планету, пытаясь ее описать как комету, пока в 1783 сам Гершель не признал, что это дейсвтительно планета.
Спустя 4 года он же откроет первые 2 спутника, а спустя еще 2 года — кольца Урана (хоть Гершель и упоминает о них, но современные астрономы сомневаются в возможности такого открытия, так как эти кольца очень слабые и тусклые и не могли быть обнаружены с помощью астрономического оборудования того времени).
Кольца открыли позже… через 200 лет. И опять же совершенно случайно. астрономы Джеймсон Эллиот и Эдвард Данхэм решили поизучать атмосферу Урана путем покрытия планетой звезды SAO 158687. Они начали наблюдения чуть раньше и заметили уменьшение блеска звезды еще до появления самой планеты. Проанализировав данные они насчитали 9 колец Урана.

Но вернемся к нашим аппаратам. Вояджер–1, выполнив свою миссию, улетел восвояси, а второй аппарат продолжил свой путь, став первым и пока единственным посетителем этого газового гиганта.

И вот, в декабре 1985 началась фотосессия этого газового гиганта

так же, за пролет, Вояджер–2 успел запечатлить основные спутники Урана

открыть еще спутников

Пощелкать облака на Уране

его кольца

открыть несколько неполных колец

и открыть 10–ое полное колечко шириной в 3 км
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

ну и гвоздь программы было его «лежебокство». В смысле, этот гигант повернут на 90 градусов, относительно движению по орбите вокруг Солнца.
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Смотря на эти фотографии, он выглядит скучно и кажется, что деталей на Уране чуть больше чем нихера, но сейчас, знаменитый телескоп им. Хаббла без особых проблем снимает Уран в инфракрасном диапазоне, вытягивая детали облачной структуры Урана. Вот до чего техника дошла.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Вот мы и добрались до Нептуна — самого дальнего газового гиганта (и самой последней планетой Солнечной системы на сегодняшний день).
Дальним гигантам, как–то клинически невезло с открытием. Согласно зарисовкам, Галилео Галилей, наблюдая за Юпитером (и изучая недавно открытые спутники) наблюдал Нептун 28 декабря 1612 года, а затем 29 января 1613 года. Однако в обоих случаях Галилей принял планету за неподвижную звезду в соединении с Юпитером на ночном небе. Поэтому Галилей не считается первооткрывателем Нептуна.
В 1821 году Алексис Бувар опубликовал астрономические таблицы орбиты Урана, но позже было замечено, что опираясь на таблицы, в движении Урана возникают некоторые аномалии. Возникла мысль, что за Ураном есть еще одна планета, довольно большая и массивная, что способна вызывать отколнения в движении Урана вокруг Солнца. И вот спустя 22 года, в 1843, Джон Куч Адамс вычислил орбиту гипотетической восьмой планеты для объяснения изменения в орбите Урана, а Урбен Леверье независимо от Адамса в 1845—1846 годы провёл свои собственные расчёты. И уже 23 сентября 1846 года Нептун был обнаружен в течении 1 часа поисков исходя из предыдущих расчетов астрономов. Планета была найдена в пределах 1° от координат, предсказанных Леверье, и примерно в 12° от координат, предсказанных Адамсом. Вслед за открытием последовал спор между англичанами и французами за право считать открытие Нептуна своим. В конечном счёте консенсус был найден и было принято решение считать Адамса и Леверье сооткрывателями.

И так. Планету посетил наш знаменитый странник Вояджер–2, сблизившись с планетой 25 августа 1989 года. До этого мы даже и не представляли как выглядит Нептун. Далекий и холодный (Уран, кстати, холоднее) мир манил свои затворничеством на краю солнечной системы и чудовищной недоступностью. Вообще Вояджеру–2 крупно повезло (хотя чего уж говорить, ученые специально вычислили орбиту, ведь такой великий марафон возможен очень, очень и очень редко) и гравитационные маневры у Юпитера, Сатурна и Урана запульнули аппарат к Нептуну сэкономив 20 лет пути. Представьте себе, что Вояджер–2, запущенный 20 августа 1977 года, смог бы долететь до Нептуна только лишь в 2000–х. Я думаю команда, осуществлявшая запуск уже бы давно состарилась, а аппаратура бережно бы работала не перфокартах. Ну это, конечно, все довольно сослагательно, но первые фотографии, причем довольно качественные, мы получили всего лишь 25 лет назад. Можно сказать вчера. Большинство из вас к этому времени уже родились, а мы еще никогда не видели Нептун. Так же хвала ученым–балистикам, кто расчитал траекторию полета. Сложность расчетов настолько высока, что была на равне с расчетами пуска стрелы в яблочко по мишени на расстояние 100 км. И это спустя без малого 20 лет после запуска самого первого Спутника (если еще вспомнить сколько мы угробили аппаратов из–за ошибок, поломок, глюков и аварий)

Январь 1989. Вояджер–2 выключает свою камеру и делает снимок.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

К апрелю снимки становятся цветными

В июле мы открываем еще 3 новых спутника

И пик активности: август 1989

Нептун голубого цвета

У него есть кольца
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Большое Темное Пятно, в котором дуют самые сильные ветра во всей солнечной системе. Вокруг пятна скорость ветра достигала 2400 км/ч
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
пятно исчезло и его не удалось обнаружить уже через 5 лет с помощью телескопа Хаббла

Рельеф облаков в атмосфере
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

пролетаем мимо самого крупного и самого холодного (температура 38 К (!)) объекта солнечной сисетмы Тритон…

который извергает гейзеры
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
вот эти вот черные черточки

на нем же (и на другом спутнике Нереида) в ультрафиолетовом диапазоне обнаружены явления напоминающие полярного сияния
http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.

Напоследок, улетая, Вояджер–2 сделал портрет серпа Нептуна и его спутника Тритона, от которого у меня слезы наворачиваются, ощущая, что его миссия на этом закончена и за спиной он оставляет свой родной дом и больше никогда его не увидит.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
Кадр, конечно сколлажирован. Реальный снимок, всетаки, такой, но пусть будет этот.

Хотя у Вояджера–2 была удивительная, красочная и насыщенная событиями миссия, может показаться, что Вояджер–1 оказался обделенным лаврами исследовательского зонда, завершил свою миссию после пролета мимо Сатурна, и все о нем забыли, но у знаменитого Карла Сагана возникла удивительная идея — заснять всю солнечную систему с такого умопомрачительного расстояния. 14 февраля 1990 года НАСА отправило зонду команду развернуться и сделать фотографии планет Солнечной системы.
Ну и конечно же, венцом этого события стала знаменитейшая теперь фотография Земли размером в один пиксель, и названная Pale Blue Dot — Бледно–синяя точка.

http://www.naukablog.com/ - космические фотографии.
полную фотографию со всем планетами можно посмотреть здесь

Позже, мы еще много откуда снимали нашу Землю (да в общем–то, со всех планет кроме дальних гигантов), но эта фотография останется в наших сердцах, как слепок эпохи удивительных событий, невероятный открытий, и ощущение первозданной космической нетронутости.

И на самом деле я с нетерпением жду, когда в 2015, буквально через год, мимо Плутона пролетит аппарат New Horizonts и покажет нам как выглядит этот далекий и холодный мир карликовых планет.
А сейчас эта семейка выглядит примерно так.

Космические фотографии, 10.0 out of 10 based on 3 ratings