www.freedigitalphotos.net tungphoto

Неожиданно обнаружилась связь между микробиомами животных (сообществами бактерий, простейших, грибов, обитающих на поверхности и внутри их тел) и поведением этих животных. Экологи Университета Джорджии показали, каким образом взаимодействие между макроорганизмами повышает вероятность их заселения микроскопическими обитателями.

До сих пор большинство исследований, касавшихся взаимодействия микробов и их хозяев, были сосредоточены на паразитах, а вот о симбионтах было мало что известно.

Между тем, нормальная микрофлора необходима животному, а значит, ему придётся её откуда-то взять. Например, шмели получают необходимые микроорганизмы при социальных контактах со своими родственниками и товарищами по гнезду и поедании их экскрементов, что вообще-то нередко встречается у животных. На разных этапах жизни одной и той же особи могут понадобиться разные симбионты. Так, молодые зелёные игуаны точно заводят себе кишечную микрофлору из почвы, но с возрастом предпочитают пользоваться фекалиями особей постарше.

Профессор Ванесса Эзенва утверждает, что поведение животного играет решающую роль в формировании его микробиомы, а та, в свою очередь, заметно влияет на поведение животного. Эксперименты на мышах показали, что определённые вещества, выделяемые микроорганизмами, обитающими в кишечнике грызунов, воздействуют на их нервную систему, вызывая тревожность и депрессию. Эти данные перекликаются с результатами недавнего исследования, проведённого датскими учёными. Они установили, что женщины, заражённые токсоплазмой (одноклеточным паразитическим животным, которое обитает в головном мозгу и мышцах человека и других млекопитающих), в полтора раза чаще предпринимают попытки суицида, чем незаражённые.

Симбионты и паразиты, обосновавшись в хозяине, могут заметно воздействовать на его питание, брачное поведение, взаимоотношения типа «хищник-жертва» и другие аспекты жизни. Так, дрозофилы выбирают себе партнёров для спаривания по сходству микрофлоры с их собственной, хоть и непонятно, как они это определяют. Малярийные москиты кусают людей тем реже, чем население их кожи разнообразнее по составу. Похоже, что метаболиты некоторых штаммов бактерий отпугивают кровососов. Если эти вещества удастся выделить и идентифицировать, из них может получиться натуральный и безотказный репеллент.

V. O. Ezenwa, N. M. Gerardo, D. W. Inouye, M. Medina, J. B. Xavier. Animal Behavior and the Microbiome. Science, 2012; 338 (6104): 198 DOI: 10.1126/science.1227412