freedigitalphotos.net PANPOTE

Если вы категорически не едите свинину, но это не имеет отношения к вашим религиозным убеждениям, возможно, дело в генах, с которыми связано восприятие запаха этого продукта.

Учёные из Медицинкого центра Университета Дьюка (Северная Каролина, США) провели любопытный эксперимент совместно с норвежскими коллегами из Университета естественных наук и Норвежского центра исследования мяса в Осло.

Андростенон – феромон, образующийся в результате метаболизма тестостерона, мужского полового гормона млекопитающих. Ранее доктор Хироаки Матсунами открыл обонятельный рецептор, реагирущий на это вещество. Более 70% людей имеют по две функциональных копии RT-гена, который отвечает за работу этих рецепторов. Так вот, выяснилось, что если рабочая копия данного гена в организме одна или вовсе отсутствует, человек гораздо терпимей относится к запаху андростенона, чем тот, у кого их две.

Норвежцы имели в этом деле свой интерес. Сегодня в Европе поступает в продажу только мясо самок и кастрированных самцов свиней, однако кастрацию сельскохозяйственных животных вскоре собираются запретить. Как отреагируют покупатели, когда на рынок хлынет мясо полноценных хряков, в котором концентрация андростенона минимум в 32 раза превышает таковую в мясе животного, кастрированного при помощи гормонов?

В исследовании приняли участие 23 добровольца, из которых 10 были профессиональными дегустаторами. Проверив чувствительность испытуемых к запаху феромона в варёной свинине и сопоставив данные с результатами анализа ДНК, Матсунами с удивлением обнаружил, что все те из них, кто оказался андростенон-чувствительным, имели RT/RT генотип. При этом чем больше андростенона было добавлено в мясо, тем неприятней казался этой группе людей его запах. А ведь дозы вещества, подобранные исследователями, не превышали его физиологических концентраций в мясе здорового половозрелого кабана – значит, большинству покупателей оно бы точно не понравилось.

Вдохновлённый результатом, Матсунами говорит, что любопытно будет проверить, как обстоит дело с этим геном у разных популяцию людей, особенно жителей Крайнего Севера, в рационе которых свинина отсутствует в силу географических причин. Может оказаться также, что у вегетарианцев есть генетические предпосылки к отказу от мяса.

Вопрос, влияет ли наличие в генотипе функциональной формы гена на работу людей, контролирующих качество мясной продукции, остаётся открытым. Что до производителей мяса, то им пора начать ломать голову над тем, как бы нейтрализовать действие андростенона, если уж от него всё равно никуда не деться.

Kathrine Lunde, Bjørg Egelandsdal, Ellen Skuterud, Joel D. Mainland, Tor Lea, Margrethe Hersleth, Hiroaki Matsunami. Genetic Variation of an Odorant Receptor OR7D4 and Sensory Perception of Cooked Meat Containing Androstenone. PLoS ONE, 2012; 7 (5): e35259 DOI: 10.1371/journal.pone.0035259