freedigitalphotos.net njaj

Со времён Алессандро Вольта устройства и способы, применяемые человеком для аккумуляции электрической энергии, заметно эволюционировали, но до совершенства им ещё далеко. Джеймс Лиао и его коллеги из Школы инженерии и прикладных наук Генри Самуэли при  Калифорнийском университете (Лос-Анджелес, США) предложили использовать электричество для получения первичных спиртов, которые могут служить альтернативным топливом.

Помог им в этом генетически модифицированный штамм литоавтотрофной бактерии Ralstonia eutropha H16. Будучи поселённым в электро-биореактор, этот удивительный микроорганизм синтезировал из углекислого газа 3-метил-1-бутанол и изобутанол, косвенным образом преобразуя электрическую энергию в энергию химических связей высокоэнергетических соединений.

От применения водорода в качестве промежуточного энергоносителя учёные решили отказаться, предпочтя ему более безопасную и хорошо растворимую муравьиную кислоту. Они используют электричество для её синтеза, а уже сама муравьиная кислота запускает фиксацию углекислоты бактерией, в результате чего образуются изобутанол и высшие спирты, из которых можно получить жидкое топливо с высоким октановым числом.

Учёные сравнивают этот метод аккумуляции энергии с биологическим фотосинтезом. В самом деле, если использовать для работы биореактора электричество, вырабатываемое фотоэлектрическими преобразователями, процесс будет похож на фотосинтез, но разделёнными в пространстве и времени световой и темновой фазами, а также, предположительно, большим КПД. Солнечные батареи можно будет установить на крышах домов или где-нибудь в пустыне, чтобы они никому не мешали.

Правда, пока эксперимент удался только в лабораторных условиях, но у команды Лиао большие планы. Если с масштабированием проблем не возникнет, и метод удастся внедрить в широкую практику, обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания скоро начнут ездить благодаря электричеству. Тревожная новость для стран-экспортёров нефти.

H. Li, P. H. Opgenorth, D. G. Wernick, S. Rogers, T.-Y. Wu, W. Higashide, P. Malati, Y.-X. Huo, K. M. Cho, J. C. Liao. Integrated Electromicrobial Conversion of CO2 to Higher Alcohols. Science, 2012; 335 (6076): 1596 DOI: 10.1126/science.1217643