www.freedigitalphotos.net jscreationzs

Трудности с зачатием возникают у 15% женщин репродуктивного возраста, и многим из них радость материнства дарит современная медицина. Но даже метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) бессилен, если яйцеклетки в яичниках женщины не созревают, как следует. Исследователи из Университета Гётеборга (Швеция) во главе с профессором Куй Лиу обнаружили вещество, стимулирующее созревание яйцеклеток млекопитающих. Это оказалась циклин-зависимая киназа-1 – Cdk1.

Физиологам уже известно, что этот фермент играет ключевую роль в регуляции клеточного цикла. Блокирование его синтеза делает невозможным восстановление ДНК, что необходимо для нормального деления клетки.  Выяснилось, что мейоз (редукционное деление) ооцитов, в результате которого и образуются яйцеклетки, контролирует именно Cdk1, а не его гомолог, белок  Cdk2.

Соединение было выделено из яичников лабораторных мышей, следующая серия экспериментов будет проведена уже на соответствующих железах человека. Сегодня беременностью заканчивается лишь каждая третья попытка ЭКО. Учёные надеются, что их открытие, будучи внедрённым в клиническую практику, поможет улучшить этот результат.

D. Adhikari, W. Zheng, Y. Shen, N. Gorre, G. Halet, P. Kaldis, K. Liu. Cdk1, but not Cdk2, is the sole Cdk that is essential and sufficient to drive resumption of meiosis in mouse oocytes. Human Molecular Genetics, 2012; DOI: 10.1093/hmg/dds061