freedigitalphotos.net suphakit73

Учёные из Национальной лаборатории Лос Аламос (США) Роберт Токар и Мишель Томсен с группой зарубежных коллег обнаружили молекулярный ионизированный кислород в атмосфере Диона, одной из 62 лун Сатурна.

Эту маленькую планету открыл Джованни Кассини ещё в 1648 году. Обращается она вокруг Сатурна примерно на том же расстоянии, как Луна вокруг Земли. Похоже, что состоит она в основном из льда, толстым слоем покрывающего каменное ядро. Магнитосфера Сатурна сильно воздействует на экзосферу Диона, вырывая из неё молекулы кислорода и ионизируя их

Установить это помог астрофизикам космический аппарат, снабжённый специально разработанными для этой миссии сенсорами и наречённый Плазмо-спектрометром Кассини. Концентрация кислорода в атмосфере планеты такая же, как в земной атмосфере на высоте 300 миль. Для поддержания жизни этого, правда, маловато.

Возможно, что на других лунах с подземными водами образовавшийся похожим образом кислород мог образовать соединения с углеродом и водородом, дав начало первым органическим молекулам. Исследователи возлагают надежды на Европу и Энкеладус, также вращающиеся вокруг окольцованной планеты, причём ко второй из упомянутых лун Кассини подлетит достаточно близко уже в этом месяце.

R. L. Tokar, R. E. Johnson, M. F. Thomsen, E. C. Sittler, A. J. Coates, R. J. Wilson, F. J. Crary, D. T. Young, G. H. Jones. Detection of exospheric O2+ at Saturn’s moon Dione. Geophysical Research Letters, 2012; 39 (3) DOI: 10.1029/2011GL050452