freedigitalphotos.net pakorn

Лучшей среды для распространения паразитов, чем крупная популяция хозяев, и представить нельзя. Как дикие животные и растения выдерживают эпизоотии и эпидемии? Они не так беззащитны перед лицом патогенов, как кажется.

Исследование на эту тему было проведено Такером Гилманом и Тони Жвуенгом из Национального института математического и биологического синтеза и Скоттом Нуисмером, профессором биологии в Университете Айдахо (США).

Современная теория эволюции утверждает, что паразитические и патогенные организмы должны эволюционировать быстрее своих хозяев благодаря огромной численности и быстрой смене поколений при жёстком отборе. Тем не менее, виды-хозяева живут и процветают. Составив и проанализировав модель системы «жертва-эксплуататор», учёные поняли, что самый верный способ победить паразита – не позволить ему проникнуть внутрь организма или прицепиться к нему снаружи.

Победа в противоборстве хозяина и паразита зависит от многих факторов. Например, устойчивость дикого пастернака против пожирающих его цветки и листья гусениц зависит от концентрации в растении веществ инсектицидного действия и сроков цветения. В свою очередь, кожа тунца, палтуса и других костистых рыб выделяет слизь и секреты, убивающие экзопаразитов. Чем больше будет таких защитных механизмов, тем лучше.

Пока одни организмы создают новые бастионы обороны, другие изобретают способы их обойти. Выходит, что хозяева идут на шаг впереди, а это выгодно не только им, но косвенным образом и паразитам тоже: ведь полное истребление вида, служащего источником питания, неизбежно привело бы к их вымиранию.

R. Tucker Gilman, Scott L. Nuismer, Dwueng-Chwuan Jhwueng. Coevolution in multidimensional trait space favours escape from parasites and pathogens. Nature, 2012; DOI: 10.1038/nature10853