freedigitalphotos.net happykanppy

Мечта трансплантологов, возможность регенерировать полноценные органы для пересадки из стволовых клеток будущего реципиента, стала немного ближе. Заслуга эта принадлежит доктору Линде Демер из Медицинского колледжа имени Дэвида Гиффина при Калифорнийском университете (Лос-Анджелес, США) и аспиранту Тинг-Хсуан Чен из Центра клеточного контроля Колледжа инженерии и прикладных наук имени Генри Самуэли при том же университете.

Учёные обнаружили асимметричное поведение клеток, поворачивающих направо при определённых изменениях в окружающей их среде (то есть ткани), что можно будет использовать в тканевой инженерии. Ведь ткань – это не просто совокупность клеток и межклеточного вещества, а сложная структура, малейшие изменения в которой могут помешать нормальному функционированию органов. Право-левая асимметрия важна при развитии большинства, если не всех органов человека: от почки до руки.

Для своего эксперимента команда разработала культуральный субстрат, состоящий из перемежающихся белковых полос, одни из которых вызывали прилипание клеток к поверхности, а другие, напротив, отталкивали их – как если бы на кафельном полу лежали узкие ковровые дорожки. С подобными изменениями поверхностей могут сталкиваться животные клетки в ходе их перемещения по организму. Как оказалось, наткнувшись на границу между скользким и шершавым, стволовые клетки склонны были уходить вправо от своего первоначального курса примерно на 20 градусов, причём двигались они параллельно друг другу, словно колонна военных на марше, и исключительно по диагонали полосок. Ничего подобного исследователи не ожидали. Значит, клетки способны чувствовать особенности субстрата, и это сказывается на их поведении в ходе формирования тканей, органов и в итоге — всего организма.

Доктор Демер и Чен считают, что их открытие даёт ключ к своеобразному общению с клетками на их языке. В дальнейшем они собираются заставить стволовые клетки разделяться на группы в двух- или даже трёхмерном пространстве заданным образом.

T.-H. Chen, J. J. Hsu, X. Zhao, C. Guo, M. N. Wong, Y. Huang, Z. Li, A. Garfinkel, C.-M. Ho, Y. Tintut, L. L. Demer. Left-Right Symmetry Breaking in Tissue Morphogenesis via Cytoskeletal Mechanics. Circulation Research, 2012; 110 (4): 551 DOI: 10.1161/CIRCRESAHA.111.25592