flickr.com Walt Jabsco

Самые опасные формы рака — так называемые «агрессивные» формы, прорастающие в окружающие органы и ткани, распространяющиеся по всему организму. До последнего момента механизм их развития (и тем более — контроля) оставался неясным. Однако последние исследования учёных из Лоусоновского института здоровья (США) пролили свет на эту проблему.
Ряд протеинов, как, например, Е-кадгерин, участвуют в образовании нормальных клеточных структур. Когда же ткани трансформируются в раковые, то они часто теряют Е-кадгерин, и в результате значительно меняют свою структуру, функции и способность к распространению. С другой стороны, если принудительно заставить раковые клетки поглощать Е-кадгерин, то в результате они утратят свои «агрессивные» свойства.
В эксперименте для подтверждения данной теории в раковую опухоль, состоящую из  человеческих раковых клеток, был внедрён куриный зародыш, вынутый из скорлупы на ранней стадии развития. Зародыш позволил доставить Е-кадгерин непосредственно к раковым клеткам и их окружению. И результаты оказались весьма впечатляющи: благодаря современным методам замедленной 3D-съёмки все этапы проникновения протеина в раковые клетки и его влияние на них были тщательно зафотографированы. Было экспериментально доказано, что Е-кадгерин замедляет активность и тенденцию к распространению у раковых клеток.
Современные генные технологии позволяют создавать протеины с заданными свойствами, в том числе и Е-кадгерин — протеин, который, как выяснилось, способен «выключать» агрессивность раковых опухолей.

Hon S. Leong, Michael M. Lizardo, Amber Ablack, Victor A. McPherson, Thomas J. Wandless, Ann F. Chambers, John D. Lewis. Imaging the Impact of Chemically Inducible Proteins on Cellular Dynamics In Vivo. PLoS ONE, 2012; 7 (1): e30177 DOI: 10.1371/journal.pone.0030177