Eva the Weaver flickr.com

Если у вас болит голова от запаха духов вашей дамы, или щекочет в носу, когда уборщица у вас на работе моет полы с отдушкой, это вовсе не означает, что вы аллергик. Возможно, у вас особая форма химической непереносимости, а гиперчувствительность всего лишь результат  неспособности чувствовать запахи. К такому выводу пришли исследователи из университета Умая (Швеция).
Как правило, наши обонятельные рецепторы довольно быстро адаптируются к запаху. И почувствовав какой-то запах на входе в комнату, уже через пару минут мы о нём успешно забываем. Для людей же с химической непереносимостью запах так же силён, как и в момент первого контакта, они его обоняют всё время без перерыва. Причём субъективно им кажется, что запах постоянно усиливается — хотя объективно концентрация пахучих веществ в воздухе не изменяется.
Теория была подтверждена и на практике, с помощью таких современных методов исследования как электроэнцефалография и магнитно-резонансное картирование мозга.
При электроэнцефалографии на кожу головы помещаются специальные электроды, с помощью которых регистрируется изменение электрических напряжений в головном мозге во время воздействия запаха. В ходе исследования выяснилось, что электрическая активность мозга людей, страдающих непереносимостью запахов, не ослабевает со временем (как у контрольной руппы) — неспособность привыкнуть к запаху проявилась в неослабевающей активности головного мозга.
При магнитно-резонансной томографии, позволяющей определить, какие области мозга наиболее хорошо кровоснабжаются (и, соответственно, наиболее активны), картина оказалась схожей: если в контрольной группе по мере «привыкания» к запаху активность перемещалась в другие области мозга, то у испытуемых с химической непереносимостью активность оставалась прежней. Похожая картина наблюдается при обследование людей с расстройством восприятия боли.
Кроме того, по результатам исследований выяснилось, что люди, страдающие химической непереносимостью, чрезмерно сильно реагируют на вещества, раздражающие слизистую оболочку носа и рта. И наоборот: если кто-то сильнее других чихает, понюхав красного чилийского перца, весьма вероятно, что он страдает непереносимостью запахов.
И что самое удивительное, химическая непереносимость запахов встречается удивительно часто: до 10% населения Швеции в той или иной степени страдает от непереносимости ежедневно встречающихся запахов; у 2% они вызывают серьёзные расстройства здоровья.
Исследователи задаются вопросом: что нужно сделать, чтобы создать среду обитания, максимально комфортную для всех без исключения людей?

Источник: sciencedaily.com