Добавив буквально минимальное количество этилового спирта в среду обитания круглых червей вида Caenorhabditis elegans, часто выбираемых в качестве объектов для исследования механизмов старения организмов, учёным удалось добиться увеличения продолжительности их жизни более чем в два раза. В приватной беседе они признались, что сами в шоке от своего открытия.
На людей употребление алкоголя оказывает довольно разрушительное действие. Да и на круглых червей тоже — при увеличении концентрации этанола он оказывает повреждающее действие на их нервную систему, после чего черви довольно быстро умирают.
В то же время, минимальные концентрации этилового спирта, наоборот, оказывают несомненно благотворное воздействие на эти простейшие организмы.
Круглые черви развиваются из яйца до взрослой особи всего за несколько дней, обитают в почве, встречаются на Земле почти повсеместно и питаются бактериями. Обычно черви живут около 15 дней, и от 10 до 12 дней могут прожить без пищи. Исследователям же удалось добиться увеличения продолжительности их жизни до 20—40 дней.
Как и многие открытия, это тоже было сделано случайно. Учёные исследовали воздействие холестерола — вещества, образующего  мембраны наших клеток, но также образующего холестериновые бляшки в просвете сосудов. Чтобы «накормить» червей холестеролом, учёные развели его в этиловом спирте — часто используемом для подобных целей растворителе — в пропорции 1 к 1 000. Черви после такой «обработки» жили дольше, но — как удалось выяснить после дополнительных исследований — холестерол тут был не причём. Оказалось, что весь эффект оказывает этанол, в минимальных концентрациях, причём эффект от разведения 1 к 1 000 не отличался от эффекта при разведении этанола 1 к 20 000. Это примерно одна столовая ложка спирта на бассейн для плавания, заполненный дистиллированной водой.
При увеличении концентрации этилового спирта черви, как и ожидалось, умирали от нейротоксического действия этанола.
Согласно исследованиям, круглые черви могут использовать этанол как непосредственно в качестве источника биосинтеза высокоэнергетических промежуточных веществ метаболизма, так и опосредованным образом. Есть предположения, что из алкоголя в конечном итоге производятся специфические энзимы, участвующие в восстановлении повреждённых участков ДНК.
Таким образом, исследователи подняли интересный вопрос: окажет ли умеренное употребление алкоголя такое же действие и на человеческий организм? Примерно половина генов у нас с круглыми червями общие, так что вполне вероятно, что и на нас минимальные количества алкоголя окажут сходный эффект.

Paola V. Castro, Shilpi Khare, Brian D. Young, Steven G. Clarke. Caenorhabditis elegans Battling Starvation Stress: Low Levels of Ethanol Prolong Lifespan in L1 Larvae. PLoS ONE, 2012; 7 (1): e29984 DOI: 10.1371/journal.pone.0029984