Планеты - общий феномен в разных галактиках?

Интересно, а как обстоят дела с планетами в Туманности Андромеды?

Каждая из миллиардов звезд, которые можно увидеть в нашей галактике при помощи оптического телескопа, может удерживать на своей орбите планеты. Вот только увидеть их уже не так просто, как звезды. Из-за чего неизбежно встает вопрос: потому ли найдено так мало экзопланет, что их мало в галактике, или потому, что мы еще не научились их как следует искать?

Увидеть планету, находящуюся на орбите у очень далекой звезды в оптический микроскоп практически невозможно. Во-первых, планета гораздо меньше, чем звезда. Во-вторых, она светит отраженным светом, из чего следует, что ее поверхность куда менее яркая, чем у звезды. Ведь поверхность планеты — не идеальное зеркало, которое пускало бы в нашу сторону солнечный зайчик почти такой же яркий, как сама звезда.

Конечно, существуют косвенные методы нахождения планет методы нахождения планет в других звездных системах. Например, по строго периодическому падению яркости звезды, вызванному прохождением планеты между звездой и наблюдателем, в течении которого часть энергии звезды блокируется планетой. Конечно, яркость звезды падает при этом лишь на малую долю, по той же причине, что в предыдущем абзаце: планета мала в сравнении со звездой.

Немудрено поэтому, что по сию пору в нашей галактике ученым удалось найти лишь около 700 экзопланет, — очень малое число в сравнении с числом наблюдаемых звезд. Чтобы наконец определить, действительно планеты – редкость, или их просто трудно найти, Арнод Кассан (Arnaud Cassan) из парижского Университета Пьера и Марии Кюри с коллегами обратились за помощью к гравитационной фокусировке света. Это явление основано на искривлении хода световых лучей вблизи массивных объектов, так что одна звезда может служить своего рода «гравитационной линзой» для другой, более далекой звезды.

В то время как остальные методы позволяют найти планеты около близлежащих к нам звезд, подобных нашему Солнцу, гравитационные линзы позволяют изучать звезды любого типа на расстояниях до 20000 световых лет (заметим, что это примерно пятая часть диаметра нашей галактики).

Чтобы обнаружить случаи гравитационной фокусировки, эксперимент по оптическому гравитационному линзированию, Optical Gravitational Lensing Experiment (OGLE) каждую ночь следит за миллионами звезд при помощи телескопов, установленных в Чили. Затем сеть, исследующая аномалии линзирования, Probing Lensing Anomalies Network (PLANET) более настойчиво приглядывается к сигналам, показавшимся интересными, при помощи глобальной сети телескопов.

Исследователи 6 лет изучали данные по гравитационной фокусировке света с обоих проектов и смогли в результате придти  определенному выводу: экзопланеты – скорее правило, чем исключение в нашей галактике, и каждая звезда по их оценкам удерживает на своей орбите в среднем 1.6 планет. Если рассмотреть состав планет поконкретнее, 17 % из этих них сравнимы с Юпитером, 52 % — с Нептуном, и вообще 62 % — супер-Земли – твердые планеты массой около 10 земных.

Это кажущееся изобилие больших, чем Земля, планет, служит подтверждением модели возникновения планет путем нарастания ядра в результате столкновения и слипания в единое целое более мелких тел.

«Наш результат предполагает, что похожие на Землю планеты должны быть даже более распространены в галактике, чем сверх-Земли, если механизм возникновения «земель» тот же, что и у больших планет», — добавляет Кассан.

Тем временем, Уильям Уэлш из калифонийского Университета в Сан-Диего с коллегами изучили 750 звезд, за которыми следил спутник НАСА «Кеплер». Основываясь на их находках, они оценивают число одних только планет, вращающихся вокруг двойных звезд, в несколько миллионов.

«Природе, похоже, нравится формировать планеты. Чем тщательнее мы ищем, тем больше мы их находим», — комментирует Уэлш.

Источник: Nature, DOI: 10.1038/nature10684 and 10.1038/nature10768