Дом, смытый в результате землетрясения в марте 2011 г. в Японии            Большой привет сверхсветовым нейтрино! Японский ускоритель элементарных частиц, пострадавший в марте прошлого года от землетрясения, перезапущен после интенсивных ремонтных работ.

Ускоритель, расположенный в Токаи, около 260 км к югу от сильно пострадавшего Сендаи, является частью японского комплекса по исследованию на протонном ускорителе, Japan Proton Accelerator Research Complex (J-PARC). Непосредственно перед землетрясением, он, помимо прочего, был задействован для генерации нейтрино, как часть эксперимента, названного T2K.

В июне исследователи из T2K объявили, что им удалось обнаружить в данных, собранных до землетрясения, свидетельство трансформации нейтрино такого типа, который никогда ранее не был зарегистрирован. Нейтрино и раньше были печально известны, как неустойчивые частицы, способные спонтанно переходить из одного своего типа в другой, но метаморфоза такого типа, обнаруженная на T2K, наблюдалась впервые.

Исследователи стремятся определить, с одинаковой ли скоростью трансформируются обычные нейтрино и их братья-античастицы. Если эти скорости разные, это может пролить некоторый свет на причину, по которой во вселенной больше материи, чем антиматерии. Данные, собранные на T2K, в будущем могут пригодиться для решения этой задачи.

Но самым замечательным фактом насчет этого экспериментального комплекса является то, что на нем можно проверить опубликованный в сентябре 2011 года результаты эксперимента OPERA, согласно которым нейтрино могут двигаться быстрее скорости света .

В добавок к разбитым дорогам и протечкам в зданиях, в которых расположен ускоритель, мартовское землетрясение сбило настройку магнитов ускорителя. Магниты используются для управления пучком протонов, и поэтому должны быть выставлены очень точно вдоль пути движения частиц.

По данным журнала Symmetry, после новой регулировки магнитов, 26 декабря прошлого года исследователям из J-PARC удалось успешно послать пучок протонов сквозь все составные части ускорителя. Сейчас они проводят дополнительное тестирование пучка и надеются вернуться к экспериментам типа T2K к концу января текущего года.

Японский коллайдер, пострадавший от землетрясения, снова в строю, 9.3 out of 10 based on 3 ratings