sciencedaily.com

Как следует из исследования Стойерского института (Канзас-Сити, США), у плоских червей начисто отсутствует центросома — специфическая клеточная структура, играющая (как ранее предполагалось) ключевую роль в делении клетки. Центросомы были в клетках всех ранее исследовавшихся животных, от млекопитающих до самых древних видов насекомых. Однако у плоских червей вида Schmidtea mediterranea эта важнейшая клеточная структура начисто отсутствует.
Это своего рода небольшой переворот в науке: учёным предстоит полностью переосмыслить истинное значение, которое центросома играет в клетке.
Ключевой механизм, позволяющий существовать многоклеточным организмам, это способность клеток к делению — причём не абы какому, а делению на две абсолютно одинаковые клетки. Самая сложная (и одновременно — абсолютно необходимая) часть процесса деления — копирование молекулы ДНК, и последующее разделение этих молекул по разным новообразовавшимся клеткам. Нарушение процесса деления клетки проявляется крайне тяжёлыми заболеваниями и часто становится причиной смерти.
К примеру, раковые клетки — клетки, утратившие контроль за своим делением и непрерывно копирующие сами себя. Зачастую в раковых клетках при копировании молекулы ДНК копируются также и дополнительные, нефункциональные участки молекулы.
Некоторые виды умственной отсталости у детей также развиваются из-за нарушений процесса деления — выпадения при делении значительных участков ДНК и, соответственно, нарушений развития мозговых структур.
Центросомы до настоящего времени рассматривались как своеобразный развившийся в ходе эволюции механизм решения этой проблемы, конкурентная «фишка» животных. Считалось, что эти структуры играют важную роль в процессе копирования молекулы ДНК. У растений и грибов центросом нет, но ими могут похвастаться любые животные, вплоть до амёбы. Вернее, могли похвастаться. Плоские черви вида Schmidtea mediterranea каким-то образом научились обходиться без них.
Эти черви довольно маленькие, не больше нескольких миллиметров в длину, однако их уникальные способности к регенерации представляют огромный интерес для исследователей. Если разрезать такого червя на кусочки, каждый из кусочков со временем вырастет в полноценного самостоятельного червя. В свою очередь, каждого такого «потомка» можно снова и снова разрезать на кусочки — собственного говоря, именно так эти черви и размножаются.
Первоначально учёные из Сойерского института хотели посмотреть, какие нарушения возникнут в процессе регенерации, если из клеток червей удалить центросомы — для этого они особым образом воздействовали на гены, отвечающие за формирование центросом. К их удивлению, черви никак не отреагировали на данную процедуру, регенерируя так же быстро и качественно, как и до неё. Более того: когда исследователи присмотрелись к ним внимательнее, то обнаружили, что у них изначально нет никаких центросом в клетках.
Получается, что центросомы не играют никакой роли в делении клетки, и развились в ходе эволюции для выполнения каких-то других функций.
Без сомнения, это открытие позволит нам многое узнать о жизни, её базовых законах и эволюции живой материи на Земле.

Juliette Azimzadeh, Mei Lie Wong, Diane Miller Downhour, Alejandro Sánchez Alvarado, Wallace F. Marshall. Centrosome Loss in the Evolution of Planarians. Science, 2012; DOI: 10.1126/science.1214457