sciencedaily.com

Лейкоциты, белые кровяные тельца, борющиеся с проникшей в организм инфекцией, направляются в область поражения с помощью так называемых «аварийных выходов» — особых химических сигналов, указывающих, в каком именно месте им нужно пройти сквозь сосудистую стенку в внедриться в подлежащие ткани. Однако, как удалось выяснить учёным из Университета Вайзманна, клетки интимы (оболочки, выстилающей сосуды изнутри) способны работать в качестве своеобразных «пропускных пунктов», подавая закодированные сигналы, которые расшифровываются только специально «обученными» лейкоцитами.

Лейкоциты в организме переносятся с током крови. В месте же воспаления они встречаются с хемокинами — цитокин-подобными белками, в структуру которых входит множество выступающих «ножек», сигнализирующими «сюда!», и сразу же начинают просачиваться сквозь сосудистую стенку.

«Обученные» лейкоциты — своего рода гвардия иммунной системы организма. Они проходят «обучение» в лимфатических узлах, где учатся распознавать новые патогенны, и затем возвращаются в кровоток с приказом «найти и уничтожить».

Как и остальные лейкоциты, «обученные» клетки белой крови проходят сквозь оболочки сосудов близ очага воспаления, но, вместо того, чтобы, как все остальные лейкоциты, получить приказ от хемокинов, они используют хемокины для того, чтобы проникнуть внутрь клеток эндотелия сосудов, и там уже получить последующие команды.

Причём внутри эндотелиальных клеток, подверженных процессам воспаления, также находятся хемокины — они там находятся в везикулах, небольших контейнерах с прочной оболочкой.

Лейкоциты плавают внутри эндотелиальных клеток (иногда даже не одной) до тех пор, пока не найдут «правильный» хемокин, после чего быстро покидают клетки эндотелия и отправляются выполнять свою задачу по уничтожению патогенов.

Учёные считают, что, создав специальные энзимные лекарства, они смогут взять процесс под контроль и создать новые, более мощные противовоспалительные средства.

Ziv Shulman, Shmuel J Cohen, Ben Roediger, Vyacheslav Kalchenko, Rohit Jain, Valentin Grabovsky, Eugenia Klein, Vera Shinder, Liat Stoler-Barak, Sara W Feigelson, Tsipi Meshel, Susanna M Nurmi, Itamar Goldstein, Olivier Hartley, Carl G Gahmberg, Amos Etzioni, Wolfgang Weninger, Adit Ben-Baruch, Ronen Alon. Transendothelial migration of lymphocytes mediated by intraendothelial vesicle stores rather than by extracellular chemokine depots. Nature Immunology, 2011; DOI: 10.1038/ni.2173