www.freedigitalphotos.net Stuart Miles

Казалось бы, первобытные люди, добывавшие себе пропитание охотой и собирательством, должны были обладать более чувствительным нюхом, чем мы с вами, избалованные благами цивилизации. Однако исследование антропологов Испанского музея естественных наук Маркуса Бастира и Антонио Розаса свидетельствует об обратном.

Как выяснилось в результате исследования ископаемых черепов, два разных вида людей, неандертальцы и кроманьонцы (современный человек), имеют сопоставимые размеры головного мозга, но при этом разные его области развиты неодинаково. Строение мозга неандертальцев было восстановлено по рельефу внутренних поверхностей костей, образующих мозговую часть черепа.

Согласно результатам исследования, первые различия в развитии мозга у обоих видов проявляются у детей в возрасте одного года. Наряду с лобными долями коры больших полушарий, отвечающими за память, вербальное общение и функционирование человека в обществе, у современных людей оказались лучше развиты обонятельные луковицы, имеющие в среднем на 12% больший объём, чем у неандертальцев. Это тем более интересно, учитывая, что нос, как и вообще лицевая часть черепа, у неандертальцев значительно крупнее.

Обоняние считается древнейшим из чувств, развившихся у позвоночных в ходе эволюции. Восприятие запахов тесно связано с эмоциями, возникновением симпатий и антипатий, в том числе и с поиском пары. Возможно, именно различия в структуре головного мозга и более развитые социальные отношения помогли кроманьонцам вытеснить неандертальцев.

Markus Bastir, Antonio Rosas, Philipp Gunz, Angel Peña-Melian, Giorgio Manzi, Katerina Harvati, Robert Kruszynski, Chris Stringer, Jean-Jacques Hublin. Evolution of the base of the brain in highly encephalized human species. Nature Communications, 2011; 2: 588 DOI: 10.1038/ncomms1593