sciencedaily.com Image courtesy of University of Copenhagen

Исследователи из Университета Копенгагена разработали новую технологию, упрощающую и удешевляющую производство лекарств. В результате пятилетней работы они научились уверенно работать с самыми незначительными количества реагирующих веществ, вплоть до 10^-19 литра. А это в миллион раз меньше, чем самый точный удачный эксперимент на сегодняшний день. Кроме того, что ещё более важно, они могут проводить миллионы таких взаимодействий на одном участке одновременно.

Как говорят сами учёные, при разработке технологии они ориентировались на самосбирающиеся органические системы. К таким системам, например, относятся самокопирующиеся белки прионы, вирусы, молекулы ДНК и другие внутриклеточные молекулы, способные создавать и модифицировать себя самостоятельно, без внешнего контроля.

Процесс самосборки и самоорганизации универсален для живой природы и действует на всех уровнях: от репликации молекулы ДНК до образования солнечной системы. Он основан на том факте, что некоторые молекулы обладают сродством к другим молекулам, что позволяет им быстро соединяться друг с другом и образовывать сложные структуры.

Задействовав нанотехнологии, исследователи оказались способны заранее просчитать реакцию сайзеров (гипотетических минимальных молекулярных образований) с самыми разными веществами и на основании этих расчётов обосновать и воплотить в жизнь свой метод.

Интересно, что инновационная технология не только экономична, но и экологична: в качестве действующих агентов выступают биологические материалы (жиры, белки и др.), которые, в отличие от использующихся сегодня материалов (пластик, силикон и металл) не загрязняют окружающую среду.

Учёные считают, что их разработкой заинтересуются фармацевтические компании: нанотехнологии позволять упростить и ускорить процесс производства лекарства, а кроме того, сделать его более дешёвым, экономичным и экологичным.

Sune M. Christensen, Pierre-Yves Bolinger, Nikos S. Hatzakis, Michael W. Mortensen, Dimitrios Stamou. Mixing subattolitre volumes in a quantitative and highly parallel manner with soft matter nanofluidics. Nature Nanotechnology, 2011; DOI: 10.1038/nnano.2011.185