sciencedaily.com

Учёным-биологам из Университета Калифорнии (США) удалось определить ген, который замедляет процессы старения в организме дрозофил (плодовых мушек). Ген под кодовым названием RGC-1 значительно увеличивает активность митохондрий, маленьких «энергостанций» клетки, которые контролируют процессы роста клеток и определяют,  когда клетке можно расти, а когда пора умереть.

Исследователи экспериментировали с активностью гена в различных клетках и тканях организма дрозофил и выяснили, что если стимулировать ген в клетках желудочно-кишечного тракта мушки, то насекомое проживёт в полтора раза дольше. При этом стимуляция того же гена в нервной, мышечной и любой другой ткани на продолжительности жизни не сказалась.

В естественной среде дрозофилы живут порядка двух месяцев; в возрасте одного месяца у них начинают проявляться первые признаки старения, они постепенно становятся менее активными, более медленными, и в конце концов умирают. Короткий жизненный цикл и простое строение генома делают их идеальными объектами для изучения процессов старения организма.

До сих пор точно неизвестно, почему клетки стареют. Просто в какой-то момент митохондрии в клетках теряют активность, перестают продуцировать энергию, и клетка практически моментально погибает.

Ген RGC-1 регулирует митохондриальную активность, причём он действует одинаково как в клетках млекопитающих, так и в клетках плодовых мушек.

Учёные предполагают, что, стимулируя ген RGC-1 в клетках желудочно-кишечного тракта, им удалось замедлить старение пищеварительной системы и тем самым продлить жизнь всему насекомому. Они считают, что исследование может быть применено и к людям: мы все силы тратим на то, чтобы защитить головной мозг и сердце, и совершенно не обращаем внимания на желудочно-кишечный тракт, в то время как пищеварительная система тоже относится к жизненно-важным системам организма. И она не только расщепляет потребляемые продукты на питательные вещества и энергию, но также препятствует всасыванию токсинов и других вредных веществ из окружающей среды.

Исследователи считают, что их работа позволит лучше понять процесс старения в целом и, возможно, найти пути к его замедлению.

Michael Rera, Sepehr Bahadorani, Jaehyoung Cho, Christopher L. Koehler, Matthew Ulgherait, Jae H. Hur, William S. Ansari, Thomas Lo, D. Leanne Jones, David W. Walker. Modulation of Longevity and Tissue Homeostasis by the Drosophila PGC-1 Homolog. Cell Metabolism, 2011; 14 (5): 623 DOI: 10.1016/j.cmet.2011.09.013