en.wikipedia.org NASA, NOAO, ESA and The Hubble Heritage Team STScI/AURA

В статье, недавно появившейся в журнале Nature, говорится о том, что не только простые, но и сложные органические соединения встречаются во Вселенной повсеместно, поскольку могут производиться не только живыми организмами, но и звёздами в ходе их естественного развития.

Профессор Сун Квок и доктор Йонг Цанг из университета Гонк Конга (Китай) показали, что во Вселенной, помимо метана и другой элементарной органики, существует смесь из более сложных алифатических и ароматических (ряда бензола) соединений.  Их структура сложна настолько, что соответствует компонентам нефти и каменного угля. Поскольку эти природные ископаемые являются остатками древних живых организмов, их составляющие ранее считались исключительно продуктами жизни. Однако открытие команды астрофизиков свидетельствует о том, что эти вещества могут быть синтезированы в Космосе без какого-либо участия живых организмов.

Много лет назад исследователи обнаружили инфракрасное излучение, исходящее от звёзд и в межзвёздном пространстве. Спектральные характеристики этого излучения долгое время оставались необъяснёнными. На протяжении двух последних десятилетий общепринятым было мнение о том, что они соответствуют простым молекулам полициклических ароматических углеводородов. Но Квок и Цанг, проанализировав спектр излучения, испускаемого звёздной пылью, образующийся в результате взрыва новых, установили, что сложная органика образуется за очень короткий по галактическим меркам период времени, исчисляющийся неделями. Теоретически этот синтез невозможно осуществить в условиях, близких к вакууму,  но тем не менее он происходит.

Вещества, о которых идёт речь, химически близки к той органике, которую находят в составе падающих на Землю метеоритов. Какую роль они могли сыграть в возникновении жизни на нашей планете, пока неизвестно.

Sun Kwok, Yong Zhang. Mixed aromatic–aliphatic organic nanoparticles as carriers of unidentified infrared emission features. Nature, 2011; DOI: 10.1038/nature10542