sciencedaily.com

Так называемая «избыточная ДНК» это часть генома, то есть, часть молекулы ДНК, лишённая активных генов. В неё входит сателлитная ДНК, спейсерная, и некоторые другие высокоповторяющиеся последовательности нуклеотидов. Именно «избыточная» (также её называют «мусорной») ДНК и ответственна за различный размер геномов у различных организмов.

Единого мнения на тот счёт, как она появилась и зачем нужна, в учёной среде на данный момент нет.

Что касается различий между людьми и шимпанзе, то на протяжении многих лет считалось, что все фенотипические различия между двумя видами заключаются именно в разных генотипах. Однако когда геномы человека и шимпанзе были полностью расшифрованы, оказалось, что на самом деле гены у человека и у шимпанзе почти одинаковые. И тогда перед учёными встал вопрос: если генотипы одинаковые, то почему мы так отличаемся друг от друга?

Ответ на этот вопрос дали исследователи из Технологического университета штата Джорджия. Они выяснили, что хотя генотипы у нас и совпадают, зато многочисленные «пустые участки» в генотипе, расположенные рядом с генами и, предположительно, служащие своеобразные «выключателями», активирующими или деактивирующими различные гены, отличаются чуть менее чем полностью.

Различия в этих генах между людьми и шимпанзе в основном заключаются в разных вирусоподобных последовательностях генов, так называемых «транспозонах».

Транспозоны — группа мобильных генетических элементов, которые могут самостоятельно перемещаться с одного места генома в другое с помощью механизма обратной транскрипции и при участии обратной транскриптазы. Типичные примеры транспозонов — диспергированные гены дрозофил и Ty-элементы дрожжевых грибов.

В геноме как человека, так и шимпанзе, эти вирусоподобные последовательности занимают примерно половину от всего объёма молекулы ДНК.

Из исследования можно сделать любопытный вывод: гены у нас с шимпанзе одни и те же, а различия между нами обусловлены тем, как эти гены работают. А за регуляцию работы генов, в свою очередь, отвечают как раз транспозоны — фрагменты «избыточной ДНК».

Nalini Polavarapu, Gaurav Arora, Vinay K Mittal, John F McDonald. Characterization and potential functional significance of human-chimpanzee large INDEL variation. Mobile DNA, 2011; 2: 13 DOI: 10.1186/1759-8753-2-13

Различия между шимпанзе и людьми заключаются в «избыточной ДНК», 9.0 out of 10 based on 1 rating

One Response to Различия между шимпанзе и людьми заключаются в «избыточной ДНК»

1. Удивительно. Судя по последним исследованиям генетиков, эти участки ДНК, получается, отнюдь не мусорные, поскольку они, хоть и не служат матрицей для синтеза белков (через посредство иРНК, конечно), всё равно по-своему функциональны. Непонятно, как вирусные последовательности не элиминировались, а были приняты клетками за свои и сохранились в нашем геноме в столь значительных количечствах.