sciencedaily.com

Учёные из Исследовательского института Скриппса сумели получить новые данные о том, каким образом антитела к ВИЧ соединяются с вирусом. Оказывается, они не только захватывают полисахаридную оболочку вируса, но и проникают глубже, воздействуя на белковые структуры самого вируса. Учёные полагают, что, узнав больше о механизме взаимодействия вируса и антител, они смогут создать искусственные структуры, имитирующие вирусные. Эти структуры будут совершенно безвредными, однако на их основе можно будет создать экспериментальную вакцину против ВИЧ.

В процессе исследования новое антитело к ВИЧ, вместе с другими шестнадцатью антителами, было выделено из крови носителей ВИЧ, добровольно согласившихся принять участие в исследовании. Поиски антител к ВИЧ велись с начала 1990-х годов, однако вирус мутирует так быстро, что на сегодняшний момент таких антител нашлось не более дюжины. Новое антитело получило название PGT 128, и оно способно нейтрализовать до 70% всех циркулирующих в крови вирусных структур, блокировав их способность проникать в клетки. Кроме того, концентрации нового антитела в крови может быть меньше, чем концентрация любых других обнаруженных до настоящего времени антител.

Механизм взаимодействия антитела и молекулы вируса ВИЧ был исследован при помощи рентгеноструктурной кристаллографии. Оказалось, что PGT 128 присоединяет своим участком связывания молекулу-имитацию вируса, в том числе и мутировавшие в эксперименте вирусные единицы. Частично PGT 128 проникает даже под полисахаридную оболочку вируса, взаимодействуя непосредственно с белковыми структурами.

Плотная полисахаридная оболочка надёжно защищает образованные белком gp120 центральные структуры вируса от иммунной системы человека. Однако новое антитело связывается с двумя близко расположенными полисахаридами, частично проникая за полисахаридную защитную оболочку и взаимодействия с небольшим участком центральных белковых структур, фрагментом под названием V3. Участок V3 наименее подвержен мутациям, поэтому может считаться своеобразным «островком стабильности», удобным фрагментом для взаимодействия с антителом.

Процесс взаимодействия антитела с вирусом ВИЧ был визуализирован и описан в процессе исследования с помощью электронной микроскопии.

Любопытно, что PGT 128 может связываться одновременно не с одним вирусом, как все остальные антитела, а с двумя вирусными структурами сразу, нейтрализуя их и блокируя их способности к проникания в человеческую клетку.

Потенциальное значение нового открытия для лечения СПИДа сложно переоценить. Антитело PGT 128 может быть использовано для создания универсальной вакцины, которая обеспечит долгий, возможно даже, пожизненный иммунитет к вирусу иммунодефицита человека.

R. Pejchal, K. J. Doores, L. M. Walker, R. Khayat, P.-S. Huang, S.-K. Wang, R. L. Stanfield, J.-P. Julien, A. Ramos, M. Crispin, R. Depetris, U. Katpally, A. Marozsan, A. Cupo, S. Maloveste, Y. Liu, R. McBride, Y. Ito, R. W. Sanders, C. Ogohara, J. C. Paulson, T. Feizi, C. N. Scanlan, C.-H. Wong, J. P. Moore, W. C. Olson, A. B. Ward, P. Poignard, W. R. Schief, D. R. Burton, I. A. Wilson. A Potent and Broad Neutralizing Antibody Recognizes and Penetrates the HIV Glycan Shield. Science, 2011; DOI: 10.1126/science.1213256