Роль личности в историиНеобходимое предисловие

     В этой статье мы применим древний метод аналогий, и расскажем о замечательном объекте биологии – пчелах, попутно порассудив на темы политики и психологии.

     Сразу же отметим, что при использовании подобий и аналогий надо помнить, что подобное не может быть в точности таким же, как предмет, на который оно похоже, — иначе это было бы равенство, а не подобие. Поэтому, когда мы строим какую-то аналогию, основанную на природных объектах, и помогающую понять человека или общество людей, —  не надо смущаться, если какая-то черта в природном объекте не укладывается четко в нашу схему.

     Итак, приступим. Всякий при желании может, конечно, почитать о пчелах на Википедии, нас же здесь будет интересовать, как законы улья проявляют себя среди людей. Но сначала сделаем еще пару-тройку замечаний о способе построения аналогий.

     Что у животных, в мире материальном – материя, то у существ духовных, в мире духовном – информация, мысли, идеи. Что в природе обмен веществ – то в человечестве обмен информацией. Не хлебом единым жив человек…

     Заметим, что из одного и того же яйца можно вырастить и матку, и рабочую пчелу. Это зависит только от питания. Что у животных питание – то у людей вос-питание. Из одного и того же ребенка можно вырастить разных людей – смотря как воспитывать…

     Но вот трутня из этого же яйца нельзя вырастить. Трутни вырастают из особых яиц, неоплодотворенных. Так же и у людей некоторые качества, таланты, являются лишь врожденными, — и если их нет, никакое воспитание не может их придать. Скажем, стать гениальным композитором, поэтом, писателем без врожденного таланта практически невозможно. Можно стать мастеровым в этом деле, что-то делающим по правилам, но чем такой «трутень» отличается от «рабочей пчелы», делающей однообразную, нудную, нетворческую работу?

     Впрочем, люди, конечно, не пчелы – каждый человек потенциально может стать кем угодно из животного мира — рабочей пчелой, трутнем или маткой, львом или шакалом, свиньей или белым лебедем (в переносном, конечно смысле). Но это уже будет не по природе, очевидно, а по способности человека принимать надприродную, т.е. сверхъестественную помощь. Мы же здесь поговорим о том, что бывает по законам человеческой природы, которые, конечно же, очень похожи на общие законы животного мира и мира вообще. Ведь этот мир – для человека, да и человек рождается, чтобы в этом мире жить, а потому они друг другу и соответствуют, и подобны друг другу.

     Писать будем по пунктам, чтобы яснее было видно, сколько похожих характерных особенностей можно заметить в улье

Улей, как аналогия человеческого общества

     1) Матка или вождь.

     1.1. Матка у пчел, как очевидно из названия, – мать, родительница всех остальных. Родит она их материально, физически. Люди – существа духовные, у них кроме физических родителей есть еще и духовные. Духовный лидер нации – вождь — является духовным отцом своего народа. Неспроста же царя называли «батюшкой». Пчелиная матка материю, вещество откладывает в ячейки, а духовный лидер – духовную «материю» — информацию распространяет по «ячейкам общества». Он передает образ мыслей, идеологию. (Впрочем и пчелиная матка не столько материю передает, сколько информацию – генетическую. Плотность записи этой информации на веществе такая, что не повернется язык назвать ДНК просто веществом.) Таким образом, он порождает себе духовных детей – своих последователей. И как материальные дети похожи на материальных отцов – внешним видом, лицом, так духовные дети похожи на духовных отцов – внутренним обликом, образом мыслей, характером личности – «духовным лицом».

     1.2. Понятно, что как рабочие пчелы обслуживают свою матку, так и вождь со всех сторон окружен услугами своих последователей.

     1.3. Присутствие в улье матки все пчелы чувствуют по запаху, т.е. через передачу мельчайших частиц вещества, молекул, имеющих определенную формулу, которые матка распространяет через свое окружение. Последующий обмен веществ внутри улья доносит это вещество до каждой пчелы. Запах этот присущ только матке, так что ее смерть очень быстро становится известной. То же самое и у людей – только вождь передает не материю, молекулы, а информацию, мысли – говорит с ближайшим окружением, делится с ними словами мудрости. А те уже через последующий обмен информацией в обществе разносят по всему народу слова вождя. И смерть настоящего вождя невозможно скрыть – никто, так как он, не сможет сказать, ведь его мудрость и сделала его вождем.

     1.4. Естественно, что вождь может быть только один. Как пчелиные матки употребляют жало не на борьбу с внешними врагами улья, а на «разборки» с другими матками, некстати появляющимися в улье, — так и вождь нации не столько с внешними врагами борется своим «личным оружием» (преторианская гвардия или секретная полиция, к примеру), сколько с некстати появляющимися претендентами на его место.

     1.5. Понятно, что и вождь может духовно одряхлеть, как пчелиная матка материально стареет, и вместо «рабочих пчел» начать плодить «трутней». Кто же это такие в нашем случае, в человеческом обществе?

     2) Трутни или «идеологические работники», «люди свободных профессий», «люди творчества».

     2.1. Трутни не работают, как рабочие пчелы, они к этому и неспособны. Рабочие пчелы их кормят за счет своего труда, от щедрот улья. Есть и в человеческом обществе прослойка людей, «счастливцев праздных» по выражению Пушкина, малоспособных к ежедневному, тяжелому, изматывающему, однообразному, скучному труду. Это «люди творчества», работники идеологической сферы, художники, вообще «люди свободных профессий». И общество их кормит: не производя материальных ценностей, они живут за счет труда «рабочих пчел».

     2.2. Появление трутней в улье приходится на конец весны – начало лета, когда прошли холода и есть чем их кормить. Их может расплодиться до нескольких сотен и даже тысяч (в сравнении с десятками тысяч рабочих пчел). Холода, зима в природе – это то же, что тяжелые времена в человеческом обществе. Война, эпидемия, голод – и вот уже людям не до музыки, литературы, искусства, философии. Поэты приравнивают свой стих к штыку и наступают на горло своей песне, чтобы просто было чего поесть. Нужны достаточно благоприятные условия, чтобы общество могло позволить себе кормить «дармоедов». Но когда такие условия налицо, «творческих работников» может быть и много – заметный процент населения.

     2.3. Почему же трутней держат в улье, и за что их кормят? Трутни играют важную роль: они передают следующему поколению генетические признаки. Будучи «плоть от плоти» своей семьи, они сообщают матке квинтэссенцию генетической информации о данном сорте пчел. Собственно, для этого они и нужны, и значение их в улье на самом деле немалое, хоть мы и привыкли над ними смеяться, как над «тунеядцами». Эта генетическая информация, собранная маткой от нескольких трутней, избранных по неведомым нам только ей самой известным признакам, — используется для воспроизводства пчелиной семьи.

     Примерно такова же роль творческих работников. Только передают они не генетическую, конечно, информацию, нужную для воспроизводства тел, а духовную информацию, нужную для воспроизводства образа мыслей, свойственного данному народу. Будучи плоть от плоти и дух от духа своего народа, творческие люди должны концентрировать в себе, в своей душе, в своем сердце – образ мыслей, образ духовной жизни своей нации. Вождь (играющий роль духовной матки в своем народе) должен воспринять в себя дух своего народа как можно полнее, не однобоко, не от одного лишь своего ближайшего окружения. Он не может этого сделать путем прямого общения с народом – это заняло бы слишком много времени, по неохватности в численности и разнообразии. Вождь воспринимает «духовные гены» своего народа через его творчество, через одаренных людей, выражающих дух народа в прекрасной форме, — иногда гениально передающих образ мыслей и чувств целой нации в каком-то одном произведении, песне, мелодии, сказке, повести, картине, здании.

     Выбирает, у кого учиться, какой дух воспринять, вождь, конечно, сам, по неизвестным нам признакам. К чему уж у него сердце лежит. Тут уж, как говорится, насильно мил не будешь.

     2.4. Из-за этой их роли в наследовании генетических качеств, пчеловоды стремятся к тому, чтобы трутни оставались лишь в сильных ульях, так как тогда потомство будет хорошим, и весь вид пчел в целом получит от них пользу. Очевидно также, что только здоровый и крепкий народ будет полезен своими творческими людьми для человечества. Народ вырождающийся, хиреющий, порочный, развратившийся – не принесет своими «трутнями» никакой пользы.

     2.5. Когда матка откладывает яйцо оплодотворенное, из него можно вырастить рабочую пчелу или матку. Если же яйцо неоплодотворенное, то из него выходит трутень. Старая матка родит больше трутней. Причем от них и толку-то нет, так как она ведь уже теряет способность пользоваться их генетическим материалом. Так и «одряхлевший» (не по возрасту, а по душевному своему состоянию, очевидно) вождь уже менее способен воспринимать дух своего народа, и плодит больше «трутней». Причем это уже бесполезные «трутни», от которых он все равно ничего полезного и нового не получит. Можно сказать, что такие бесполезные трутни — это творческие люди, занятые пустым развлечением, потаканием страстям одряхлевшего и разложившегося «верхнего класса».

     2.6. Несмотря на то, что трутни в основном живут в своем улье (в котором появились на свет), они частенько перелетают и в другие ульи. Это выгодно для всех пчел в целом – в плане обмена генетической информацией. Так и творческие люди, хоть и привязаны к своей стране, но в целом большие космополиты, чем обычные люди. Легче эмигрируют, ездят с места на место и из страны в страну. Так для всего человечества выгоднее, очевидно, — в плане обмена идеями.

     Получается, матка может получить гены из другого улья, от другого сорта пчел. Пчелы, родившиеся от такой матки, будут уже помесью, другими. Весь улей так может поменять свои генетические признаки. Так и вождь нации, глава народа может выбрать себе в «духовное супружество» идеологов из чужой страны. В результате и его «духовные дети» будут уже с примесью чужой идеологии, так что и весь народ в результате может изменить свой духовный облик.

     2.7. В летнее время пчелы без возражений допускают трутней в улей. При окончании взятка, однако, пчелы выгоняют «тунеядцев», и они умирают от холода и голода. Зимуют трутни только в ульях, оставшихся без маток, или в ульях, где матки остались неоплодотворенными. В некоторых случаях – трутни зимуют в ульях, где уже оплодотворенная матка еще не начала откладывать яйца.

     Так и в тяжелые времена людям творческих профессий тяжело. В них уже не нуждаются, и приходится им либо умирать с голоду, либо превращаться в «рабочих пчелок». Впрочем, в безголовых обществах, где нет толкового вождя, — и во время чумы пируют, кормят «трутней».

     2.8. Пережившие зиму трутни не годятся для оплодотворения маток. Ну, а те «творческие люди», которые и в тяжелые времена остались «трутнями», продолжали петь и плясать, сидя на шее у своего народа (пир во время чумы), — конечно, не годятся для настоящей роли творческого человека – хранения и передачи духа своей нации.

     3) Рабочие пчелы.

     3.1. Пчелиный улей заселен в основном рабочими пчелами. Как видно из названия, основное занятие рабочих пчел – работа. Тяжелая, однообразная, изматывающая, почти не оставляющая времени ни для чего другого. Вся жизнь рабочей пчелы в труде, и плодами этого труда кормится весь улей: матка, трутни, сами рабочие пчелы и личинки.

     Да, так и основная масса людей занята тяжелым, однообразным, изматывающим трудом, результатами которого кормится все человечество.

     3.2. Рабочие пчелы – все сестры, все дочери одной матери, матки. Они тоже, как и матка – женского пола, но их органы размножения недоразвиты, и они обычно бесплодны.

     Так и у людей «рабочие пчелы» являются духовными детьми одного вождя, а сами к тому, чтобы быть чьими-то духовными родителями, — малоспособны.

     3.3. Матки, откладывая яйца, больше уже не беспокоятся о них. Личинки, растущие из яиц, находятся под наблюдением рабочих пчел.

     Да, и вождь тоже не может за всеми смотреть, а передает дело дальнейшего воспитания своих последователей («духовных детей»), принявших его образ мыслей, — в руки «рабочих пчел».

     3.4. Если матка неожиданно погибает, и ей нет замены, в улье не остается личинок, и их кормом питаются сами пчелы-кормилицы. Из-за этого их органы размножения развиваются, и они становятся способными откладывать яйца. Впрочем, рабочие пчелы неспособны к спариванию, и откладывают только неоплодотворенные яйца, из которых развиваются одни трутни. Заметим, что от этих трутней пользы улью уже никакой нет, а кормить их кормят. Рабочие пчелы, плодящие трутней, называются соответственно – трутовками.

     Так и в отсутствии настоящего вождя, лидера нации, простые смертные начинают брать на себя его роль, — лезут в вожди, в духовные лидеры и учителя. Да только производят они на свет не «рабочих пчел» или новых маток, а «бесполезных трутней», которые сидят на шее у общества. Болтунов, сказать по-простому. Этих идеологических и «творческих» говорунов становится больше и больше, а дел не делается. Нация начинает духовно вымирать, да и физическая смерть не за горами.

Реальный пример из жизни

     На поляне в лесу, где живет автор этих строк, в этом году рядом стояли два улья. Один был с маткой, сильная семья, а другой был без матки, улей трутней. К улью с маткой было не подойти – пчелы носились как угорелые за медом и обратно, стоял постоянный гул. Улей без матки представлял собой печальное зрелище. Пчелы сидели на летке (вход в улей), ничего не делая, даже не жужжали особо.

     Очевидно, матка не только родит новых пчел, но и уже существующих работать заставляет (может быть, одним своим присутствием). Делает она это, распространяя свой запах, определенные молекулы вещества. И все пчелы знают, чем они должны в данный момент заниматься, чтобы улей жил и процветал. Так и настоящий лидер нации заставляет всех работать, распространяя, конечно, не вещество, молекулы, а информацию, мысли. Он говорит слова, отдает приказы, — и все знают, что им надо делать, чтобы общество в целом жило и процветало.

     При взгляде на два рядом стоящих улья, сильную семью с маткой и улей трутней, невольно в голову приходили следующие мысли: «Вот она, роль личности в истории! Что может сделать с целым народом отсутствие настоящего лидера, вождя!..»

     Да, целая нация может стать ульем трутней. В. П. Куликов, которому ваш покорный слуга рассказал эту грустную историю, посоветовал написать об этом заметку, которую вы сейчас и читаете.

     К началу осени пчелы из улья трутней уже начали проедать свои запасы, накопленные во времена, когда у них была матка, — так что на зиму им уже точно не хватит. По идее, хорошим решением было бы просто откачать у них весь оставшийся мед, а улей на следующий год заселить новой семьей. Итак,

     3.5. Улей без матки с трутовками постепенно вымрет, если только пчеловод вовремя ему не поможет.

     К сожалению, на Википедии не написано, что именно нужно делать пчеловоду, но скорее всего, ему нужно успеть поскорее подселить к ним новую матку, — ничего другого и в голову не приходит. (Кто является пчеловодом человеческого общества, мы здесь не станем писать. Впрочем, думается, все и так знают.) Возникает, однако, вопрос – примут ли пчелы новую матку? Это надо у людей опытных спросить. Но в случае человеческого общества на этот вопрос бывает разный ответ. Примет народ посланного Небом нового лидера, — и спасется; не примет, продолжит тупо бездействовать и плодить трутней – и погибнет.

     Проблема в том, что пчелам из улья трутней живется в целом гораздо легче и веселей, чем пчелам из сильной семьи с маткой. Работать не надо, еды полно (проедаем запасы), сам занимаешь почетную должность – производишь «потомство» (бесполезных трутней), сам себе матка, можно сказать. Личинок немного, кормить их меньше надо, меньше забот, — да и ценнейший корм для личинок идет на пищу самим же пчелам-кормилицам.

     А что их ждет, если в семью придет матка? Придется пахать, причем и побольше, чем всегда – нагонять упущенное. А ведь рабочая пчела и обычно отдыха не знает, так что в летний период живет-то всего 40 дней – попросту изнашивается. И кормежка будет похуже, так как надо будет в первую очередь личинок кормить. Расплодившихся же трутней вообще ждет голодная и холодная смерть.

     У пчел, не знаю, в чем эта проблема выражается (как пчелы и трутни реагируют на новую матку) и как решается. Интересно было бы прочитать. Но у людей, очевидно, что больше всех против нового вождя будут выступать «трутни» и «псевдо-матки», переродившиеся из «рабочих пчел». Да и всем «рабочим пчелам» не так уж охота будет менять вольготный образ жизни на впахивание от зари до зари.

Улей, как аналогия психики человека

     Что матка в улье, то цель в душе человека. От нее родятся в душе (скажем, просто по закону логического следования из целевой причины) новые и новые мысли, чувства, намерения. Она заставляет все эти новые мысли, чувства, желания – работать, крутиться. Работать внутри улья (в самой душе), — «обслуживая» цель, следуя во всем ее указаниям, и выращивая себе потомство (новые мысли, чувства, желания); и вне улья (в теле и при помощи тела в окружающем мире), – отыскивая соответствующую пищу для размышлений, чувств, делая дела, соответствующие желаниям.

     «Трутни» в душе человека — это, может быть замыслы, планы, идеи. В союзе с целью-маткой они порождают все прочее, что роится в душе. Матка сама себе партнеров выбирает, так и цель «подбирает» себе из многих замыслов человека то, что ей подходит, что кажется целесообразным.

     Как зимой не бывает трутней в улье, так и в трудные времена человеку не до замыслов, — надо выживать. Все рабочие пчелы собираются вместе вокруг матки и греют себя и улей, чтобы, как бы плохо ни шли дела, — спасти хотя бы ее. Так и в смертельно опасные периоды жизни все мысли, чувства, желания человека концентрируются вокруг цели, чтобы обеспечить ее выполнение. Однако, как в ульях без матки трутней оставляют на зиму, так и люди, живущие бесцельно, предаются бесплодным уже замыслам и мечтам, даже находясь на краю гибели.

     «Рабочие пчелы» — это «рабочие» мысли (о том, как воплотить замыслы), «рабочие» чувства (дающие почувствовать как дело идет, поощряющие к работе), «рабочие» желания воли (соответствующие направленному движению к цели, направляющие волю человека на следующий маленький шаг). Они-то вкалывают от зари до зари и питают всю душу в целом, обеспечивают ее безбедное существование. Поддержку цели, рост новых замыслов, появление новых «работников» в душе.

     Не стало цели – и душа становится ульем трутней. Ранее бывшие в подчинении «рабочие» мысли, рассудочные рассуждения о том, как сделать то и то, — становятся в положение псевдо-маток, становятся самоцелью, начинаю порождать «новые идеи». Но порождают они, конечно же, на деле одних «трутней».

     Эти бесплодные, бесполезные замыслы-мечты кормятся за счет накопленного ранее душевного богатства. Рабочие силы души бездействуют, жируют, попусту проедая сокровища памяти. Они отвращаются от работы внутри (т.к. настоящих новых мыслей и не родится, не над чем трудиться) и вне (от работы по управлению телом, и через него – отыскание питания для души, новых мыслей, в окружающем мире). Душа бездействует, живет пустыми мечтами и воспоминаниями.

             А зима не за горами.

            Новой матке придется трутней и псевдо-маток повыкидывать из улья, а рабочих пчел заставить вкалывать. Да, несладко будет всем. Но иначе – смерть.

            На этой вдохновляющей к свершениям ноте, пожалуй, и закончим.

GD Star Rating
loading...
Роль личности в истории или Улей трутней (заказуха к выборам президента), 10.0 out of 10 based on 6 ratings

One Response to Роль личности в истории или Улей трутней (заказуха к выборам президента)

  1. Вы спросите меня, а при чем же здесь физика? — да ведь эта статья — заказуха, физика здесь особо ни при чем )))

Добавить комментарий