sciencedaily.com

Пептиды — сложные химические вещества, состоящие из остатков аминокислот и обладающие многими до сих пор не исследованными свойствами. Так, например, пептиды вируса иммунодефицита человека обладают способностью проникать внутрь человеческой клетки с использованием множества различных механизмов, вплоть до прямого эндоцитоза (поглощения  клеткой чужеродных фрагментов).

Как недавно выяснили учёные из Национальной академии наук США, эти пептиды не только проникают в клетку сами, но также способны «затащить» за собой и другие вещества, от небольших молекул до наночастиц и даже фрагментов ДНК. А это может оказаться более чем перспективным в исследовательской работе при проведении биохимических исследований и в лечебной работе для адресной доставки лекарства клеткам.

Но сам механизм проникновения пептидов в клетку до сих пор до конца неясен.

Один из компонентов механизма — множественное взаимодействие ВИЧ-пептидов с клеточной мембраной, актиновым цитоскелетом клетки и специфическими поверхностными клеточными рецепторами, которое, в зависимости от обстоятельств, обеспечивает весьма значительную часть спектра путей проникновения бпептидов в клетку.

Другой компонент — образование пептидами участков связывания на наружной поверхности клеточной мембраны, что позволяет им напрямую влиять на цитоскелет клетки. Аминокислоты в пептиде упакованы очень плотно и образуют специфическую последовательность, обеспечивающую взаимодействие с поверхностными рецепторами клетки. Этот механизм используется при «перетаскивании» сквозь мембрану больших молекул и наночастиц размером более нескольких нанометров.

Впрочем, даже не понимая механизма действия, учёные способны «перепрограммировать» обычные пептиды в пептиды, способные проникать внутрь клетки, а потом, используя ингибирующие химические вещества и софокусную микроскопию, наблюдать во всех подробностях за процессами эндоцитоза.

Исследования, безусловно, имеют большое будущее практически во всех областях медицины: редко в каком разделе медицины не используются лекарственные средства, и способность осуществить адресную доставку лекарства поражённым органам, без развития побочных эффектов в других органах и системах, значительно облегчит жизнь как врачам, так и пациентам.

A. Mishra, G. H. Lai, N. W. Schmidt, V. Z. Sun, A. R. Rodriguez, R. Tong, L. Tang, J. Cheng, T. J. Deming, D. T. Kamei, G. C. L. Wong. Translocation of HIV TAT peptide and analogues induced by multiplexed membrane and cytoskeletal interactions. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2011; DOI: 10.1073/pnas.1108795108