flickr.com Albert Waille

Пожалуй, многие сталкивались с такой ситуацией, когда, уехав из родного города в Москву или куда-нибудь ещё, и вернувшись обратно через десять, двадцать, тридцать лет, с трудом узнаёшь изменившиеся улицы и даже не сразу вспоминаешь, как дойти до своего бывшего дома. Зато, один раз вспомнив путь, в последующем проблем с ориентировкой не возникает: наш мозг как бы «обновляет» содержащуюся в памяти информацию.

Есть такое медицинское понятие — «пространственная память». Человек приезжает в знакомый город, и думает, что помнит буквально каждую выбоинку в асфальте, но затем сталкивается с изменившимися улицами, новыми зданиями, выросшими деревьями… и его мозг начинает работать. Он «обновляет» содержащуюся в памяти информацию. Старые данные никуда не деваются, но они как бы помечаются как неактуальные. И происходит это за счёт образования новых нейронов, как доказано группой исследователей из Университета города Бордо в ходе эксперимента на мышах.

Учёные с помощью специальной методики пометили «новорождённые» нейроны в головном мозге мышей, а потом разделили их на две группы: экспериментальную и контрольную. Мыши запускались в бассейн с водой в случайном месте и должны были самостоятельно выбраться на сушу, найдя скрытую под водой платформу. Выработав у животных условный рефлекс, исследователи оставили их в покое на месяц, а затем повторили эксперимент — только на этот раз платформа располагалась в другом конце бассейна.

Исследовав позже количество сохранившихся в головном мозге помеченных нейронов, исследователи выяснили, что у экспериментальной группы мышей нейроны продолжают функционировать, а у контрольной группы практически все нейроны погибли, а те, что остались, утратили активность.

Ранее учёные сумели доказать, что в гиппокампе (участок головного мозга, отвечающий за пространственную память) новые нейроны «рождаются» в течение всей жизни человека. А теперь они с уверенностью могут утверждать, что наша память «обновляется» за счёт появления в ней новых нейронов, вытесняющих старые. И чем чаще её тренировать, запоминая что-то новое, тем она будет лучше.

Trouche et al. Recruitment of adult-generated neurons into functional hippocampal networks contributes to updating and strengthening of spatial memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2009; 106 (14): 5919 DOI: 10.1073/pnas.0811054106

Человеческая память «обновляется» с помощью новых нейронов, 10.0 out of 10 based on 1 rating

3 Responses to Человеческая память «обновляется» с помощью новых нейронов

1. Серега:

На счет «чем чаще её тренировать, запоминая что-то новое, тем она будет лучше» — совершенно согласен. Работаю менеджером-логистом. Однажды сделал какой то косяк и на вопрос начальника отдела, зачем я сделал то ненужное действие — ответил, что забыл. Так начальник отдела велел каждый день выучивать по стихотворению и что б не меньше 12 строк. Иначе штрафовали по 100 р. за каждый не выученный день. Так спустя месяц после такого заучивания стихов память стала настолько ощутимо лучше!!!

2. Пластилиновая Ворона:

Вот интересно то! значит, таким способом, постоянно тренируя память, можно избежать склероза и старческого слабоумия? Я ужасно боюсь, что в старости со мной случится что то похожее — моя бабушка очень плоха в этом плане и поэтому меня интересуют подобные исследования.

3. Можно. Более того, если память не применять по назначению, старческая деменция придёт неотвратимо. Поэтому актёры, служащие в театре и активно работающие на сцене и в 75, и в 80 лет, давно поседевшие музыканты, да и просто бабушки, в солидном возрамте постигающие компьютерную грамоту или восточные танцы, достойны огромного уважения. Они всё правильно делают, благодаря чему зачастую выглядят и чувствуют себя моложе сверстников своих детей.