Хендрик Пойнар и Герри Райт

Считается общеизвестным фактом, что вследствие массового использования антибиотиков формируются резистентные, то есть нечувствительные к лекарствам, штаммы микроорганизмов. Если раньше одного микрограмма пенициллина было достаточно, чтобы вылечить человека от тяжелейшей пневмонии, то теперь он практически неэффективен, и приходится изобретать всё новые и новые антибиотики, со всё более тяжёлыми побочными эффектами и риском развития осложнений.

Проблема настолько серьёзна, что Всемирная организация здравоохранения выпустила циркуляр, призывающий все страны мира ввести строгий рецептурный отпуск всех антибиотиков и тщательно оценивать возможные риски их использования.

Однако группа врачей-исследователей из Канадского инфекционного исследовательского института, изучив ДНК бактерий, более тридцати тысяч лет назад оказавшихся вморожеными в вечные льды Юкона, обнаружила, что уже тогда в состав ДНК бактерий входили особые гены, отвечающие за резистентность к воздействию антибиотиков. Тот факт, что гены находились рядом с генами, позволяющими бактериям выживать в организме древних животных (мамонтов, бизонов и лошадей), позволил безошибочно отнести время жизни бактерий к эпохе Плейстоцена. Иными словами, бактерии пролежали во льду никак не менее 30 000 лет.

С помощью современных методов генной инженерии учёные восстановили эти гены, внедрили их в ДНК «современной» бактерии, и убедительно доказали, что в те времена бактерии защищались от антибиотиков (в эксперименте использовался антибиотик ванкомицин) ничуть не хуже, чем они защищаются сейчас.

Своей следующей целью учёные ставят провести комплекс исследований на бактериях миллионолетней давности.

Vanessa M. D’Costa, Christine E. King, Lindsay Kalan, Mariya Morar, Wilson W. L. Sung, Carsten Schwarz, Duane Froese, Grant Zazula, Fabrice Calmels, Regis Debruyne, G. Brian Golding, Hendrik N. Poinar, Gerard D. Wright. Antibiotic resistance is ancient. Nature, 2011; DOI: 10.1038/nature10388

2 Responses to Бактерии научились защищаться от антибиотиков уже тысячи лет назад

1. Кира:

Между прочим, это действительно страшно — антибиотики сейчас назначают довольно часто уже детям и по всякому пустяку. И эта резистентность вырабатывается еще в нежном возрасте. Самое главное, что бы наука на месте не стояла и изобретала новые антибиотики

2. По сути дела антибиотики, принимаемые пациентом, создают в его организме провокационный фон. Бактерии с их коротким жизненным циклом и бешеной скоростью размножения дают достаточно мутантов, чтобы кто-нибудь из них да оказался устойчив именно к данному препарату. Остальные погибают, а устойчивый генотип размножается свободно и даёт начало новому штамму. К счастью, в большинстве случаев с иммигрантами вполне справляется наша имунная система и родная симбиотическая микрофлора.
    Если бы антибиотики можно было чем-то заменить. Но чем? Бластофагами?