freedigitalphotos.net dream designs

Впервые обнаружена генетическая причина недостатка веса у человека, сообщает журнал Nature от 30 августа 2011. Согласно результатам совместных исследований, проведённых специалистами Имперского колледжа Лондона и Университета Лозанны, при удвоении определённого участка хромосом 16-й пары вероятность крайней худобы повышается в 23 раза у мужчин и в 5 раз – у женщин.

Обычно в наших клетках содержится по одному набору хромосом, полученному от каждого родителя, поэтому все хромосомы имеют пару, а каждый из генов присутствует в двух аллелях. Но иногда происходит дупликация (удвоение) или делеция (выпадение) того или иного участка хромосом, результатом чего становится ненормальная «дозировка» составляющих их генов. Так, изучив ДНК 95 000 человек разного возраста, учёные обнаружили, что у одного из 2000 испытуемых наблюдается удвоение части генов, локализованных в 16-ой паре хромосом. Исследователи сопоставили результаты с весом и параметрами тела людей, принимая за отклонение от нормы в сторону крайней худобы все случаи, когда ИМТ составлял менее 18,5. При нормальном весе ИМТ (индекс массы тела: масса человека в килограммах, делённая на квадрат роста в метрах) находится в пределах от 20 до 25.

Оказалось, что половина детей с дупликацией этих генов отличались существенно меньшим весом, чем полагается для их возраста. Кроме того, у четверти людей, имеющих передозировку генов, наблюдалась микроцефалия – непропорционально маленькие размеры головы и головного мозга, чему сопутствует снижение продолжительности жизни и появление некоторых неврологических заболеваний. Годом ранее эта же группа исследователей обнаружила, что люди с выпадением данной последовательности генов в 43 раза чаще страдают от чрезмерной тучности.

По словам профессора Филиппа Фрогуэла, возглавлявшего исследование,  перед нами первый доказанный случай противоположного эффекта дупликации и делеции одной и той же части генома. Очевидно, в организме человека есть множество систем, контролирующих аппетит, так как регулярно принимать пищу для нас жизненно необходимо. Сбои в работе одной из этих систем не становятся фатальными, но могут сказаться на нашем весе. Выяснив, каким образом удвоение генов вызывает худобу, можно будет выработать новый подход к лечению ожирения и расстройств пищевого поведения.

Тот самый участок хромосомы содержит 28 генов. Дупликации в этой области ранее связывали со случаями шизофрении, а делеции – с аутизмом. Фрогуэл и коллеги намерены секвенировать гены и установить, который из них отвечает за регуляцию аппетита.

Jonathan Q. Richmond, Elizabeth L. Jockusch, Andrew M. Latimer. Mechanical Reproductive Isolation Facilitates Parallel Speciation in Western North American Scincid Lizards. The American Naturalist, 2011; 178 (3): 320 DOI: 10.1086/661240

3 Responses to «Передозировка генов» приводит к крайней худобе

1. Ирка:

Занятное объяснение, почему топ-модели такие худющие. :-)А вообще такое объяснение приводит в отчаяние — сидишь — сидишь на диетах, или как я , к примеру — изо всех сил пытаешься поправится с 45 кг, что бы кости не торчали — а это гены от мамы с папой??? и ничего не попишешь?

2. Басов:

Да ну бросьте! не надо воспринимать данную статью столь категорично. И с 45 килограмм поправляются. Время, правда нужно. Моя жена только лет в 30 начала поправляться. и то не сильно, а доросла до размеров нормальной женщины, а не супнабора. Мама с папой у нее, между прочим не худенькие. Все это столь индивидуально…

3. В немалой части случаев имеет место гормональный дисбаланс, который может исправиться сам: у юноши — при выходе из подросткового периода, у женщины — с беременностью и рождением ребёнка. Может быть, у вас то же самое? Действительно опасный недостаток или избыток массы тела не так уж часто встречается.