Это – застывшая от холода пустыня. Совсем сухая и покрытая пылью. И если бы вы оказались там, ваш первый вдох в ее разреженной атмосфере, в основном состоящей из углекислого газа, скорее всего, был бы последним. Но, несмотря нстоль враждебные условия, возможность жизни на Марсе долго будоражила воображение людей: начиная с «Войны миров» Герберта Уэллса и заканчивая фильмами вроде «Марс атакует». Вслед за нашими мечтами летят космические корабли: на 2012 год назначена посадка новейшего марсохода «Любопытство» (Curiosity).

Астробиология или Есть ли жизнь на Марсе. Часть 3: Любопытство-2012.

Идея поиска жизни на Марсе десятилетиями будоражила и воображение ученых. И вот готовится новая экспедиция на Марс, с надеждой найти ответы на наиболее фундаментальные вопросы о жизни на Земле. Одиноки ли мы во Вселенной? Является ли жизнь феноменом, общим для разных миров? Возникла ли жизнь где-то еще путем, отличным от земного?

Марс особо интересен в плане поиска жизни, потому что этот мир, насколько мы знаем, имел в своей истории период, в течение которого условия на планете были похожи на земные. Там была вода, реки, озера, может быть даже океан. И поэтому в тот период на Марсе должна была быть плотная атмосфера…

Итак, вопрос, который всех интересует – была ли жизнь на других планетах? Цена этого вопроса сейчас – 2.3 миллиарда долларов. Столько было выделено на проект марсианской научной лаборатории NASA (Martian Science Laboratory) – марсоход «Любопытство», назначенный к запуску в конце этого года. В августе 2012 он должен совершить посадку на марсианской поверхности. Этот проект в настоящее время – наиболее высокотехнологичный зонд из когда-либо посланных к Марсу.

Марсоход будет искать доказательства того, что марсианская природа некогда была способна поддерживать жизнь. Сравнительно недавно получены данные (до сих пор остающиеся, конечно, предметом дискуссий), что куски скал с Марса падали на Землю. Можно предположить, что и обратный процесс также возможен, — и мы знаем, что такие куски породы могли бы нести живые организмы. «Любопытство» мог бы найти следы такой жизни, занесенной с Земли. Но более глубоким и важным является другой вопрос: о возможности независимого возникновения жизни на Марсе, отдельного от земного. Будь это так, мы узнали бы, что прямо здесь, в нашей солнечной системе, жизнь началась на Земле и независимо – на Марсе. У нас было бы два разных примера жизни, и, без всякого сомнения, мы могли бы заключить, что жизнь – это общее для всей Вселенной явление.

Марс – четвертую планету солнечной системы, нашего ближайшего планетарного соседа, названного по имени древнеримского бога войны, — часто называют «красной планетой», потому что оксид железа, присутствующий на его поверхности, придает ему красноватый оттенок на ночном небосводе. Начиная с 1960-х годов десятки все более сложных автоматических космических кораблей, включая орбитальные станции, посадочные модули и марсоходы, были запущены с Земли к Марсу.

Самые первые корабли просто пролетали мимо, делали несколько фотографий и продолжали свой путь. К несчастью, они сделали снимки той части Марса, которая выглядит, как поверхность Луны. Но потом появились орбитальные станции, и мы смогли увидеть ту часть Марса, которая похожа на Землю. Оказалось, что Марс, в некотором смысле, частью похож на Луну, частью на Землю. Это значительно подняло интерес ученых к марсианским экспедициям.

Далее последовали «Викинги». Это были очень высокотехнологичные лаборатории, стоявшие неподвижно в одной точке на поверхности Марса, и проводившие химический анализ. Следующим шагом были марсоходы.

Марсоходы-близнецы «Дух» (Spirit) и «Возможность» (Opportunity) совершили посадку на Марсе в 2004 г. Они прошли от холодной, застывшей во времени марсианской равнины к более раннему по времени и теплому ландшафту, где геологическая активность была разнообразней. Неожиданно были обнаружены признаки присутствия воды, вулканической активности, взаимодействующей с водой, следы взрывов.

И вот теперь – «Любопытство», сконструированное так, чтобы сделать гораздо больше, чем все ранее запущенные экспедиции. Сложнейшая научная лаборатория, которую можно перемещать по поверхности Марса в нужном направлении. Новый марсоход, размером с небольшую автомашину, весит в 5 раз больше и несет на себе в 10 раз больше научного оборудования, чем его предшественники. Он проведет разведку в перспективных областях планеты, соберет образцы пород и подвергнет их сложнейшему минералогическому и органическому анализу.

Исследовательские инструменты «Любопытства», например, микроскопы или лазер для откалывания и измельчения породы, поражают своей ультра-современностью даже видавших виды ученых-астробиологов. Этот марсоход уже называют швейцарским армейским складным ножом марсианских исследований. Один из таких инструментов, CheMin, разработан астробиологом Дэвидом Блейком из исследовательского центра NASA Ames. Он способен определить состав минералов, образцы которых роботизированная рука «Любопытства» соберет из пыли, камней и почвы на Марсе. Для исследования минералов используется дифракция рентгеновских лучей. Луч рентгеновского излучения направляется на образец, после чего изучается картина его рассеяния атомами мишени. На полный анализ одного образца на Марсе будет уходить по нескольку часов.

Данные анализа каждого образца будут передаваться в компьютер марсохода, потом на орбитальную станцию, а затем – на Землю, где Д. Блейк и его группа будут ждать результатов. Если на Марсе будут найдены породы, похожие на земные, можно будет сказать с уверенностью, что некогда там присутствовала вода и выделялась энергия, которые могли быть использованы микроорганизмами для поддержания жизни.

Марсоход будет искать признаки наличия жизни микроорганизмов в прошлом, но он не способен отличить нечто, когда-то бывшее живым микробом, от самого живого микроба. Ученые надеются, что полученные результаты могут быть так похожи на ископаемые останки жизни, что уже невозможно будет откладывать пилотируемую экспедицию и прямую проверку наличия жизни на Марсе.

Но может ли жизнь существовать на Марсе сейчас? Ответ на этот вопрос ученые ищут в самых экстремальных и негостеприимных местах нашей планеты. Где воздух разрежен, интенсивность ультрафиолетового излучения высока, а температура, напротив, очень низкая, — в земных условиях, наиболее близких к марсианским. Перепады температур на нашей планете составляют от -80° до +50° С, однако, пока что не удается найти такого места на Земле, где не было бы жизни. В самых невероятных местах можно найти признаки, указывающие на то, что везде, где жизнь возможна – она будет.

Пилотируемая экспедиция на Марс, назначенная примерно на середину 2030-х годов, пока еще находится на стадии проектирования. Но можно надеяться, что рано или поздно люди все же будут на Марсе. Вопрос только, когда? И доживем ли мы до этого, чтобы увидеть? Тем, кто хочет, чтобы ответом на эти вопросы было «да», можно посоветовать правильно питаться, каждый день бегать, не курить (спасибо, Кэп) и вообще вести здоровый образ жизни, — чтобы однажды, когда нам будет под 150 лет, люди действительно высадились на Марсе.

Учитывая все проблемы, с которыми нам приходится иметь дело на Земле, стоят ли поиски жизни на Марсе всех усилий и затрат? Исследовательница планет Натали Каброл (Nataly Cabrol) из Института SETI в Маунтинвью, входившая в группу, направлявшую посылку марсоходов Spirit и Opportunity, считает, что это все равно, что спрашивать Христофора Колумба (что, между прочим, многие европейские монархи того времени и сделали) — ради чего посылать корабли и исследовать что-то там, куда он собирался? В некоторых обстоятельствах необходимо просто положиться на веру; и при встрече с неизведанным может произойти нечто совершенно новое. Но если мы не сделаем этого, — мы никогда не узнаем, что нас ожидало!

Астробиология или Есть ли жизнь на Марсе. Часть 3: Любопытство-2012., 10.0 out of 10 based on 2 ratings

2 Responses to Астробиология или Есть ли жизнь на Марсе. Часть 3: Любопытство-2012.

1. […] на Марс в 2012 году (описание этой экспедиции достойно отдельной статьи ). Он будет искать углеродные соединения и другие […]