Имел давеча долгий разговор с возлияниями с карагандинским бывалым шахтёром. Зашел разговор о взрывах в шахтах. Всегда думал, что они происходят из-за объемного газовыделения. Но он говорит, что проблема в газовых полостях с высоким давлением. Выработка подошла — толщина стенки уменьшилась — разрыв стены, искра, поджиг, взрыв.
В чем проблема в обнаружении этих полостей? Ведь есть же акустические методы, которые позволяют не то, что полость, а даже породы по изменению плотности определять.
GD Star Rating
loading...
loading...
Взрывается не газ, а метано-воздушная смесь в сочетании с угольной пылью. Способов борьбы с этой проблемой 2:
1. дегазация угольных слоёв,
2. устранение угольной пыли.
В шахтах Кемеровской области (Кузнецкий угольный бассейн) добычу угля осложняет ряд факторов:
1. разрабатываемая глубина — более 500 м.,
2. крутое и крутонаклонное залегание уголньных слоёв,
2. высокая газонащенность (настолько высокая, что процесс дегазации совместили с промышленной добычей метана).
Ну и в конце отвечу на вопрос. Нет необходимости искать полости с метаном. Он везде!!! Вся штука в контроле концентрации газа, угольной пыли и технике безопасности.
Странно, что в заглавии поста тюбетейка, а не шахтёрская каска, например-допустим-может-быть.
Вся штука в контроле концентрации газа.
Ну так я об этом же. Я спрашиваю: «газоанализаторы есть?», он: «есть, но от взрывов это не спасает». Американцы, говорит, бурят скважины для дегазации.
Шахтер из Казахстана. Типа сувенир же. Каску не привез.
Насколько я понимаю, вопрос вечный как мир: соблюдение ТБ требует денег и некоторых усилий и от работника, и от работодателя. И вдруг оказывается, что если на приборе мигает красная лампочка и инструкция говорит «останови работу» — то можно оборвать проводок, чтобы лампочка не мешала зашибать деньгу; и это выгодно и рабочему, и работодателю. А ТБшников никто не любит.
Единственный способ заставить народишко соблюдать ТБ — драть всех по черному. А они обижаются.
А все инструкции по ТБ написаны кровью — только для того, чтобы их снова нарушали.
Был большой текст про шахтеров — в двух словах, при нынешних расценках им дается выбор либо кушать, либо не нарушать ТБ..
Т.е. ничего неизбежного в этих взрывах нет?
Непредвиденные случайности будут всегда. Но основная масса проблем таки — люди и деньги.
Контроль концентрации газа — вентиляция, попросту говоря. Большинство аварий связанно с выходом из строя системы вентиляции (в большинстве случаев из-за отключения электроэнергии, в том числе плановых). Дегазация — устранение газа до начала выработки. Газоанализаторы, кстати, кузбасские шахтёры не приветствуют. С одной стороны из-за системы оплаты труда горняков, с другой стороны опять-таки из-за высокой газонасыщенности горных пород. В наших шахтах газоанализаторы срабатывают очень часто и работать не дают, а за простой не платят, но это если очень кратко.