В Википедии сказано, что: «Великая теорема Ферма (или последняя теорема Ферма) — одна из самых популярных теорем математики; её условие формулируется на понятийном уровне среднего общего образования, а доказательство теоремы искали многие математики более трёхсот лет. Окончательно доказана в 1995 году Уайлсом».

Почему раньше не получалось, как получилось? В чем прикол оказался? Только, по возможности, человеческим языком.

Великая теорема Ферма, 4.0 out of 10 based on 1 rating
Tagged with →

28 Responses to Великая теорема Ферма

1. TrBotanik:

Сложная очень. А получилась следствием из одного непосредственно несвязанного раздела математики, самого по себе очень нетривиального.
    Такие дела.

2. OtMath:

Можно ли хотя бы пару слов про «несвязанный раздел матемаики». Я ж тоже когда–то разлиновывал ватман.
    …Мне изюм не идет на ум!

3. Yanis:

Между прочим были случаи,когда известные математики предлагали свое доказательство,а потом его признавали неверным и они покончили с жизнью…

4. Hcna:

Что значит «формальное доказательство»? А вы какое хотели? Научно–популярное?

Доказательство Уайлза проверено многими математиками, если сомневаетесь в его математической правильности — найдите в нём ошибку.

5. Nodalv:

его проверяли, причём нашли ошибку, потом Уайлз её исправил.

6. Nodalv:

Был такой японский чувак Ютака Танияма, который c Горо Симурой по намёку Андре Вейля сформулировал гипотезу (гипотеза Таниямы — Симуры или Таниямы — Симуры — Вейля), если это что–то скажет, то формулировка: «Все эллиптические кривые над Q являются модулярами».

Это было аж в 1955 году. Сейчас эту гипотезу часто называют теоремой о модулярности, совсем недавно кстати стали так называть.

В 1980–х фриц Герхард Фрей предположил, что ВТФ по сути — частный случай этой теоремы, его дополнил француз Жан–Пьер Серре.
    В 1986 году это предположение доказал американец Кеннет Рибет. Более того, он показал, что ВТФ следует даже не из всей теоремы, а из специального случая — полустабильных эллиптичнских кривых.

А наш герой Эндрю Уайлз тихонечко посиживал себе в универах младшим научсотрудником, никто о нём и знать не знал, слышать не слышал, как вдруг в 1995–м году выстрелил доказательством этого специального случая теоремы о модулярности, тем самым автоматически доказав Великую теорему Ферма.

PROFIT! (Куча премий, призов, рыцарский титул, даже упоминание в СтарТреке.)

PS. что интересно, Andrew Wiles и Andre Weil — похожие имена и их часто путают в англоязычных статьях про ВТФ.

7. Nodalv:

немного подробнее: после доказательства Рибета в 1986–м Уайлз плотно занялся этим и выстрелил он в 1993–м, но в том доказательстве нашли ошибку, в 1995–м Уайлз вместе со своим учеником Ричардом Тейлором (математическая фамилия) исправил доказательство.

8. Yanis:

не в том смысле: формальное — значит еще его не проверили до конца
    не знаю откуда у вас такие сведенья, но его еще проверяют

9. Yanis:

надо будем посмотреть, может вы и правы

10. 0ak:

…в соседней комнате.

11. 0ak:

Интересен вопрос о том, какое доказательство имел в виду сам Ферма. Это ли — конгруэнцно–модулярное?

12. Yanis:

действительно правы,его доказательство верно, это другие предложения доказательства были не верны

13. Yanis:

но в интернете все равно какието противоречивые данные на этот счет

14. Yanis:

На полях одной из монографий Ферма написал: «Совершенно невозможно разложить полный куб на сумму двух кубов, четвертую степень на сумму двух четвертых степеней, вообще какую–либо степень на сумму двух степеней с тем же показателем. Я нашел удивительное доказательство этого, но здесь маловато места, чтобы его поместить».

15. 0ak:

ну так я об этом и говорю — что это за удивительное доказательство? Вряд ли он имел в виду 100–страничное доказательство Уайлса.

16. Yanis:

человек был с юмором, врядли он имел ввиду какоето доказательство, иначе бы его записал

17. 0ak:

ты нашёл где–то там тег «айрони»?

18. Reun:

сомневаюсь. многие математики ленивы по своей природе, может ему просто было лень выписывать огромные выкладки))) а где–то на черновиках он что–то начеркал и получил реальное доказательство в «черновом виде».

19. Rafol:

Ферма уже разок поймали на лжи. Он утверждал, что числа вида 2^(2^n) + 1 простые для всех n. А оказалось, что 2^(2^5) + 1 = 641 * 6700417.

20. Su:

считается, что он ошибся и себя переоценил

21. Ne7:

а я читал, что ферма «баловался» и во многих своих рукописях намеренно оставлял всякого рода задачки.. и вроде бы до 20 века их все решили кроме собственно одной этой..

22. Na3:

насколько я знаю, в математике нет «неформальных» доказательств. Доказательство всегда понимается в одном и том же смысле: доказать, значит вывести из одного утверждение другое в соответствии с правилами вывода.

23. Tnamo:

в одном из трипов целые числа раскрывали свои тайны, в том числе всплыла и эта теорема. пытаясь понять и запомнить, упрощал, упрощал идею, чтобы хоть зерно вынести — и вынес, бля — «теорема ферма справедлива для всех, у кого два глаза». а у других мозгов типа целые числа другие. это всё как–то связалось с обнаружением проявления самоподобия на любых трафиках через любые узлы вне зависимости от протокола и проявлением целочисленности как одного из предельных следствий длительного рекурсивного двустороннего восприятия пространства–времени. интересный был трип.

24. Diun:

А ещё есть совершенно суперская научно–популярная книжка Саймона Сингха. Она в целом про эту теорему Ферма, но при этом там поднимается практически вся так или иначе свяханная с этим фактом история математики начиная с античности. Книжка написана с замечательным юмором и кучей исторических деталей, к математике не относящимся, но доставляющих невыразимо.

размер 250x350, 36.53 kb

25. Yanis:

неформальное, я имел ввиду не проверенное другими и не признанное официальным

26. Ts4:

так, уже книга написана про доказательство. Все доказано и подтверждено. Как только найдут ошибку, журналюги обязательно закатят неделю ТФ на первом канале (а правительство тем временем проверед вторую волну девальвации).

27. Ta1:

В прошлую пятницу в киноклубе МГУ ведущий решил возродить традицию советских кинопоказов — короткометражка перед полнометражным фильмом.
    Так что перед грязными танцами нам показали фильм Математик и чёрт

28. 4:

а нам на одной из олимпиад дали на задачу со звёздочкой доказать частный случай теоремы ферма для одной степени (1995).